Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus







Священномученик Ириней Лионский

Человек благ и свободен по природе

Оглавление:
Человек свободен, и нет людей добрых и злых от природы
Почему человек не был вначале сотворен совершенным?
Человеку дана способность различать добро и зло для свободного исполнения заповедей Божиих
Неверующие в Бога и Ему не повинующиеся суть ангелы и сыны диавола, впрочем, не по природе, но по подражанию
О будущем суде Христовом, об общении с Богом, о вечном мучении неверующих


Человек свободен, и нет людей добрых и злых от природы

1. Слова: «сколько раз хотел Я собрать чад твоих, и вы не захотели!» показывают первоначальный закон свободы человека; потому что Бог изначала сотворил его свободным, имеющих свою власть, так же, как и свою душу, добровольно исполнять волю Божию, а не по принуждению от Бога. Ибо у Бога нет насилия, благая же воля всегда присуща у Него. И потому Он всем дает благой совет, но положил в человеке свободу выбора, — так же, как и в ангелах, ибо ангелы разумны, — чтобы повинующиеся по справедливости обладали благом, которое хотя дано Богом, но соблюдено ими самими. А не повинующиеся по справедливости не окажутся обладающими благом и получат заслуженное наказание, потому что Бог по благости Своей даровал благо, но сами они не соблюли его тщательно и не почитали его драгоценным, но презрели Его превеличайшую благодать. Посему, отвергая и как бы отталкивая благо, они все справедливо подвергнутся праведному суду Божию, как и Апостол Павел в послании к римлянам свидетельствует говоря: «или пренебрегаешь богатство благости, терпения и великодушия Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству своему и нераскаянному сердцу, сам себе собираешь гнев на день гнева и откровение праведного суда Божия. Слава же и честь всякому делающему доброе» (Рим.2:4—5,10). Итак, Бог даровал благо, как и Апостол свидетельствует в том же послании, и делающие доброе получат славу и честь, потому что делали доброе, хотя могли не делать оное; а не делающие подвергнутся праведному суду Божию, потому что не делали доброе, тогда как могли делать оное.

2. А если бы некоторые по природе были добры, а другие злы, то ни добрые не заслуживали бы похвалы, ибо они таковыми устроены, ни те не были бы достойны порицания, ибо они так созданы. Но поелику все одной и той же природы могут соблюдать и делать доброе, а с другой стороны могут опускать и не делать его, то справедливо у людей, пользующихся благими законами, тем более у Бога, одни восхваляются и получают достойное одобрение за избрание добра и пребывание в нем, а другие порицаются и подвергаются достойному осуждению за отвержение доброго и благого. И потому пророки увещевали людей поступать справедливо и делать добро, как я пространно показал, потому что это в нашей власти, но по крайней небрежности мы забыли это и нуждаемся в благом совете, который благий Бог и даровал нам чрез пророков.

3. Поэтому и Господь говорил: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф.5:16). И: «смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк.21:34). И: «да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящие; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, чтобы когда придет и постучит, отворить ему. Блажен тот раб, которого господин, пришедши, найдет так поступающим» (Лк.12:35—36). И еще: «раб, знающий волю Господина своего и не делающий, бит будет много» (Лк.12:47). И: «что вы зовете Меня: Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). И еще: «если же раб тот скажет в сердце своем: промедлит господин, и начнет бить слуг, есть, пить и напиваться, то придет господин его в день, в который он не ожидает, и рассечет его и подвергает его одной участи с лицемерами» (Лк.12:45—46; Мф.24:48—51). Все это показывает, что человек имеет свободу, и что Бог внушает совет, увещевая нас к покорности и отклоняя от неповиновения Ему, но не принуждая.

4. И если кто не захочет следовать самому Евангелию, это в его власти, но не полезно ему. Ибо во власти человека не повиноваться Богу и не делать доброго, но это причиняет ему не малый вред и зло. И поэтому Павел говорит: «все возможно, но не все полезно» (1 Кор.6:12; 10:23), показывая и свободу человека, почему и «возможно все», так как Бог не принуждает его, и выставляя последствие, чтобы мы не злоупотребляли свободою для прикрытия зла, ибо «это не полезно». И еще говорит: «говорите каждый своему ближнему истину». И: «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших; сквернословие, пустословие и смехотворство не приличны, а напротив благодарение» (Еф.4:25,29; 5:4). И: «вы были некогда тьма, а ныне свет о Господе; как чада света ходите честно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни гневу и зависти (Рим.13:13). И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились именем Господа нашего» (1 Кор.6:11). Если бы не в нашей власти было делать это или не делать, то какое основание имел Апостол, и еще прежде Сам Господь, давать увещание нечто делать, а от иного воздерживаться? Но поелику человек изначала имеет свободную волю, как и Бог, по подобию Коего он создан, имеет свободную волю, то всегда ему дается совет соблюдать доброе, что исполняется чрез повиновение Богу.

5. И не только в делах, но и в вере Господь сохранил свободу и самовластие человека, говоря: «по вере твоей да будет тебе» (Мф.9:29), и показывая, что вера принадлежит человеку, так как он имеет свою собственную волю. И еще: «все возможно верующему» (Мк.9:23) и: «иди; как ты веровал да будет тебе» (Мф.8:13). И все такие (изречения) показывают собственную власть человека относительно веры. Поэтому то, «верующий в него имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не имеет жизни вечной, но гнев Божий пребудет на нем» (Ин.3:36). Поэтому же Господь, показывая Свою собственную благость и вместе свободу и самовластие человека, говорил Иерусалиму: «сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не хотели! Посему оставится дом ваш пуст».

6. Те же, которые утверждают противное сему, сами представляют Господа бессильным, как будто Он не мог совершить того, что захотел, или с другой стороны, не знающим тех, которые по природе «вещественны», как говорят они, и не могут принять Его нетления. Но по словам их не следовало бы Ему сотворить ни ангелов такими, чтобы могли согрешить, ни людей, чтобы они тотчас оказались неблагодарными к Нему, ибо они сотворены разумными, одаренными способностью испытывать и судить, а не как существа неразумные или неодушевленные, которые не могут ничего делать по своей воле, но с необходимостью и невольно влекутся к добру, и имеют одно чувство и один нрав, непреклонные и чуждые рассуждения, которые ничем другим не могут быть, кроме того, чем сотворены. А в таком случае ни добро не было бы для них приятно, ни общение с Богом драгоценно, ни очень вожделенно благо, которое бы достигалось без собственного устремления, старания и труда, но было бы насаждено само собою и без всякого подвига; таким образом добрые не имели бы никакого достоинства, потому что они были бы такими более по природе, чем по воле своей, и имели бы благо само собою, а не по выбору, и потому и не понимали бы того, что благо прекрасно, и не наслаждались бы им. Ибо как могут наслаждаться благом не знающие его? И какая слава тем, которые не стремились к нему? Какой венец тем, которые не стяжали его, как победители на состязании?

7. И поэтому Господь сказал, что «Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12), т. е. те, которые с усилием и подвигом постоянно бодрствуют, восхищают его. Поэтому же и Апостол Павел говорит коринфянам: «не знаете ли, что бегущие на ристалище, бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Всякий же подвижник воздержен во всем, — те для получения венца тленного, а мы нетленного. И потому я бегу так не на неверное, бьюсь не так, как будто бил воздух; но усмиряю тело мое и порабощаю, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор.9:24-27). Итак, добрый подвижник увещевает нас подвигом достигать бессмертия, чтобы мы увенчались и почитали венец драгоценным, — именно тот, который приобретается нами посредством подвига, а не приходит сам собою. И чем большим подвигом он достается нам, тем он драгоценнее, а чем драгоценнее тем больше будем любить его всегда. То, что приходит к нам само собою не бывает так ценимо, как то, что достается с великою заботою. Поелику же от нас зависит больше любить Бога, то достигать того подвигом и Господь научил и Апостол преподал. Иначе наше доброе было бы неразумно, если бы не было плодом упражнения. И способность видеть не была бы для нас так вожделенна, если бы мы не знали, какое большое зло не видеть; и здоровье делается драгоценнее чрез испытание болезни, и свет чрез сравнение с мраком, и жизнь чрез сравнение со смертью. Так и Царство небесное драгоценнее для знающих земное. А чем оно для нас драгоценнее, тем больше его любим, и если больше его полюбим, то будем славнее пред Богом. Посему для нас Господь все это допустил, чтобы мы всем наученные были во всем предусмотрительны на счет будущего и пребывали во всякой любви к Богу, разумно наученные любить Его; ибо Бог явил Свое великодушие в деле падения человека, а человек был научен чрез это, как и пророк говорит: «тебя исправит отступление твое» (Иер.2:19); и Бог все предопределил для совершенства человека, для его назидания и открытия ему Своих распоряжений, дабы и благость явилась, и правда совершилась, и Церковь устроилась по образу Сына Его, и, наконец, человек некогда созрел, чрез это делаясь способным к видению и обнятию Бога.
(Против ересей (Обличение и опровержение лжеименного знания). Книга четвертая. Глава XXXVII)

Почему человек не был вначале сотворен совершенным?

1. Если же кто скажет: что же не мог ли Бог вначале представить человека совершенным? - то пусть знает, что Бог всегда Один и Тот же, безначален, и относительно Его Самого все возможно Ему. Сотворенные же (существа), поскольку они в последствии получили свое начало, постольку должны быть меньше Того, Кто создал их; ибо не могло быть несотворенным то, что недавно только произошло. А так они не суть несотворенные, то не имеют совершенства. Как недавние существа они поэтому, находятся в состоянии младенческом, а потому не обучены и еще не упражнены в отношении к совершенному образу жизни. Как мать может доставить младенцу совершенную пищу, но он еще не может принять пищи старшего возраста, так и Бог мог вначале даровать человеку совершенство, но человек не мот принять его, ибо он был еще младенец. Посему, и Господь наш в последние времена, восстановляя в Себе все, пришел к нам не так, как Он мог, но как мы могли Его видеть. Ибо Он мог придти к нам в неизреченной славе Своей, но мы не могли вынести величия Его славы. И поэтому Он, совершенный хлеб Отца, представил нам младенцам Себя Самого как молоко — таково было Его человеческое пришествие, — дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти и чрез такое млекотворение приученные есть и пить Слово Божие, мы могли содержать в себе самих хлеб безсмертия, который есть Дух Отца.

2. И поэтому Павел говорит коринфянам: «Я питал вас молоком, а не (твердого) пищею, ибо вы были еще не в силах принимать такую пищу», т. е. вы узнали пришествие Господа, как человека, но Дух Отца еще не почивает на вас по причине вашей слабости, ибо, — говорит, — если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли (обычаю) поступаете«? (1 Кор.3:2—3). Это значит, что Дух Отца еще не был с ними по несовершенству их и немощи их в жизни. Итак, как Апостол мог дать пищу, ибо на кого Апостолы возлагали руки, те получали Святого Духа, Который есть пища жизни, но они не были в силах принять Его, потому что имели душевные чувства свои еще слабые и не приученные к обращению с Богом, так и Бог мог дать вначале совершенство человеку, но он, только что получивший бытие, не был в силах принять его, или, приняв, вместить, или, вместив, удержать его. И поэтому Сын Божий совершенный сомладенчествовал человеку, и не Сам по Себе, но ради младенчества человека сделался так доступным, как человек мог принять Его. Итак, неспособность и скудость не в Боге, но в человеке, только что созданном, потому что он не был (существо) несотворенное.

3. У Бога оказывается зараз могущество, премудрость и благость: могущество и благость в том, что Он добровольно создал и устроил то, что еще не существовало, а мудрость в том, что создал это в стройном порядке и согласии. Некоторые же (существа), которые по Его неизмеримой благости получают приращение и пребывают долгий период времени, отражают славу Несозданного ибо Бог независтно дает благо. Поскольку они сотворены, они не суть не созданные (существа); постольку же продолжают бытие в течение долгих веков, они воспринимают силу Несозданного, ибо Он даром дает им вечное пребывание. Таким образом Бог во всем первенствует, единый несозданный, прежде всего сущий и виновник бытия всего; все же прочее находится в подчинении Богу. Подчинение же Богу есть неразрушимое пребывание, а неразрушимость есть слава Несозданного. Таким-то порядком, по таким распоряжениям и руководству сотворенный и созданный становится по образу и подобию несозданного Бога, потому что Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и возращает, человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству, т. е приближается к Несозданному, ибо Несозданный совершен, а таков есть Бог. Человеку надлежало сперва произойти и произшедши возрастать, возросши возмужать, возмужавши размножаться, умножившись укрепляться силами, укрепившись прославиться и прославившись видеть своего Владыку. Ибо Бог имеет быть видим; видение же Бога производит нетление, а нетление приближает к Богу.

4. Посему, вполне неразумны те, которые не дожидаются времени приращения и слабость своей природы приписывают Богу. Не зная ни Бога, ни самих себя, ненасытные и неблагодарные, они во-первых не хотят быть тем, чем созданы, людьми, подверженными страданиям, но, преступая закон человеческого рода и прежде чем сделались людьми, хотят уже быть подобными Богу Творцу, и не полагают никакого различия между Богом несозданным и ныне сотворенным человеком. Они неразумнее бессловесных животных; последние не обвиняют Бога за то, что Он не создал их людьми, но каждое из них, как оно создано, благодарит за то, что создано. А мы обвиняем Его за то, что не вначале сотворены мы богами, но сперва людьми, а потом уже богами, хотя Бог по чистой благости Своей сделал это для того, чтобы кто не почел Его завистливым или скупым. «Я сказал, — говорит Он, — вы все боги и сыны Вышняго», но так как мы не могли вынести силы Божества, то прибавляет: «впрочем вы умрете, как люди» (Пс.81:6—7), — показывая то и другое — и благосклонность Своего даяния и слабость нашу и то также, что мы свободные существа. Ибо по Своей благости Он милостиво дал нам добро и создал нас подобными Ему — свободными людьми; по Своему провидению Он знал слабость людей и имеющие от нее произойти последствия, а по Своей любви и могуществу Он победил сущность сотворенной природы. Надлежало, чтобы прежде явилась природа, а потом смертное было побеждено и поглощено бессмертием, и тленное — нетлением, и человек сделался по образу и подобию Божию, получив познание добра и зла.
(Против ересей (Обличение и опровержение лжеименного знания). Книга четвертая. Глава XXXVIII)

Человеку дана способность различать добро и зло для свободного исполнения заповедей Божиих

1. Человек получил познание добра и зла. Добро есть повиноваться Богу, веровать в Него и соблюдать Его заповеди, и в этом состоит жизнь человека; а не повиноваться Богу — зло, и в этом его смерть. По великодушию Божию, человек познал и добро повиновения, и зло неповиновения, чтобы око ума, опытно зная то и другое, разумно избирало лучшее, и он никогда не сделался ленивым или небрежным к заповеди Божией; но опытно зная, что то, что лишает его жизни, т. е. неповиновение Богу, есть зло, никогда не покушался на это, и зная, что сохраняющее его жизнь повиновение Богу есть добро, со всяким тщанием соблюдал его. Поэтому он имел двоякий опыт, заключающий познание того и другого, чтобы с разумением делать избрание лучшего. А как бы он мог разуметь добро, не зная того, что противоположно ему? Непосредственное испытание подлежащих (нам вещей) гораздо тверже и несомненнее, чем предположительное мнение. Ибо, как язык чрез вкус получает познание о сладком и горьком, и глаз чрез видение различает черное от белого, и ухо чрез слух знает различие звуков, — так и ум. чрез испытание того и другого получая познание добра, становится тверже в сохранении его, повинуясь Богу, неповиновение же сперва отвергает чрез раскаяние, как нечто горькое и злое, а потом разумом постигает, каково то, что противоположно добру и сладости, чтобы никогда уже не пытаться совершать неповиновение Богу. Если же кто избегает познания того и другого и двоякого разумения, то неприметно убивает в себе человека.

2. Как же будет Богом, кто еще не сделался человеком? Как будет совершенным только что произведенный? Как бессмертным, кто в смертной природе своей не послушался Творца? Ибо надлежит тебе прежде соблюсти чин человека, а потом участвовать в славе Божией. Не ты творишь Бога, но тебя творит Бог. Посему, если ты творение Божие, то жди руки твоего Художника, все делающего в надлежащее время, в надлежащее именно относительно тебя, предмета Его творения. Прообраз, который дал тебе Художник, имеет в себе влажность, чтобы огрубевши тебе не утратить следов перстов Его. Соблюдая свой состав, ты достигнешь совершенства. Ибо художество Божие скроет глину в тебе. Его рука образовала твое существо; она обложит тебя изнутри и снаружи чистым золотом и серебром и так украсит себя, что Сам «Царь возжелает красоты твоей» (Пс.44:12). Если же ты, тотчас загрубев, отвергаешь Его искусство и оказываешься неблагодарным к Нему за то, что ты создан человеком, то чрез свою неблагодарность ты зараз лишаешься и Его искусства, и жизни твоей. Ибо творить свойственно благости Божией, а быть тварью есть свойство человеческой природы. Посему, если ты отдашь Ему твое, т. е. веру в Него и повиновение, то примешь Его искусство и будешь совершенное дело Божие.

3. Если же ты не будешь веровать в Него и убежишь от руки Его, то причина несовершенства будет в тебе не повиновавшемся, а не в Том, Кто призвал тебя. Ибо Он послал (слуг) звать на брачный пир, но те, которые не послушались, сами себя лишили царской трапезы. Итак не искусство Божие недостаточно, — ибо Он может из камней воздвигнуть чад Авраама, — но тот, кто не покоряется Ему, сам есть причина своего несовершенства. Не свет оскудевает для тех, кто сами себя ослепили, но тогда как он остается, каков есть, сами они, ослепшие по своей вине, находятся во мраке: потому что свет никого не порабощает насильно, и Бог не принуждает, если кто не хочет принять на себя Его художество. Посему, отступившие от Отчего света и преступившие закон свободы по собственной вине отступили, так как они созданы свободными и самовластными.

4. Бог, наперед знающий все, приготовил для тех и других приличные жилища: тем, которые ищут света нетления и к нему прибегают, Он милостиво дарует желаемый ими свет, другим же, его презирающим, отвращающимся и избегающим и как бы самим себя ослепляющим, Он приготовил достойную противников света тьму и не хотевших покоряться Ему предал соответственному наказанию. Покорность же Богу есть вечный покой, так что бегающие света имеют место, достойное их бегства, и бегающие вечного покоя имеют жилище, соответственное их бегству. И поелику все блага с Богом, то по своей воле убегающие Бога сами себя лишают всех благ, а лишившись всех блат у Бога, они естественно подпадут праведному суду Божию. Бегущие покоя справедливо будут жить в мучении и бежавшие света по справедливости будут пребывать во тьме. Как бегущие этого временного света сами себя предают мраку, так что они сами причина того, что лишены света и живут во мраке, а не свет причина такой жизни их, как я прежде сказал; так и бегущие вечного света Божия, содержащего в себе все блага, сами причина того, что будут жить во тьме, лишенные всех благ, потому что сами сделались причиною такого обитания своего.
(Против ересей (Обличение и опровержение лжеименного знания). Книга четвертая. Глава XXXIX)

Неверующие в Бога и Ему не повинующиеся суть ангелы и сыны диавола, впрочем, не по природе, но по подражанию

1. Так как Господь назвал некоторых ангелами диавола, которым приготовил вечный огонь, и в притче о плевелах говорит: «плевелы же суть сыны лукавого», то следует сказать, что Он всех отступников причислил к тому, кто есть виновник сего преступления. Но не создал по природе ангелов или людей. Ибо диавол совершенно ничего не сотворил; напротив, он сам есть творение Божие, как и прочие ангелы. Ибо все сотворил Бог, как и Давид говорит о всем: «Он сказал и сделалось, Он повелел и создалось» (Пс.33:9; 148:5).

2. Поелику же все сотворено Богом и диавол сам был причиною отступничества своего и других, то справедливо Писание пребывающих в отступлении всегда называет сынами диавола и ангелами лукавого. Ибо сын, как и некто прежде нас сказал, разумеется в двояком смысле: один по природе, потому что рожден сыном, а другой по тому, что сделан, почитается сыном, хотя есть различие между рожденным и сделанным (сыном). Он родился от кого-либо, а другой сделался сыном от него или относительно сотворения или преподавания учения. Ибо кто научен кем-либо, называется сыном учителя, а этот — отцом его. Итак относительно природы сотворенной, все мы так сказать дети Божии, потому что все сотворены Богом. А в отношении к послушанию и учению, не все сыны Божии, но только верующие и исполняющие Его волю. Неверующие и не исполняющие Его воли суть сыны и ангелы диавола, потому что делают дела диавола. Что это так, Он сказал у Исаии: «Я родил и возвысил сынов, они же Меня презрели» (Ис.1:2). И еще называет их чужими сынами: «сыны чужие солгали Мне» (Пс.17:46). Ибо по природе они сыны, потому что сотворены Им, а по делам не сыны Его.

3. Как между людьми не повинующиеся отцам сыновья, будучи лишены наследства, хотя по природе суть сыны их, но по закону отчуждены, ибо не бывают наследниками своих естественных родителей; таким же образом у Бога не повинующиеся Ему отвергаются Им и перестают быть Его сынами. Поэтому, они не могут получить Его наследства, как Давид говорит: «грешники отчуждились от чрева; их гнев по подобию змеину» (Пс.57:4—5). И поэтому Господь тех, кого Он знал за поколение людей, назвал «порождением ехидн» (Мф.23:33), потому что они подобно этим животным коварствовали и уязвляли других. «Берегитесь, — сказал Он, — закваски фарисейской и саддукейской» (Мф.16:6).

И об Ироде Он говорит: «скажите этой лисице» (Лк.13:32), означая его хитрость и лукавство. Поэтому и Давид говорит: «человек, поставленный в чести, уподобился скотам» (Пс.48:21). И еще Иеремия говорит: "они сделались конями, неистовствующими около женщин, каждый из них ржал на жену ближнего своего" (Иер.5:8). Исаия, проповедуя в Иудее и споря с Израилем, называл их «князьями Содома» и «народом Гоморры» (Ис.1:10), — означая подобное как у содомлян преступление и одинаковые с ними грехи их и по сходству действий называя их тем же именем. И такт как они не по природе такими сделаны Богом, а могли поступать и праведно, то он говорил им, давая благой совет: «омойтесь, будьте чисты, удалите неправду из душ ваших пред очами Моими, отстаньте от беззаконий ваших» (Ис.1:16). Именно, так как они преступили и согрешили, как содомляне, то получили такое же обличение. Ибо если бы они обратились, покаялись и отстали от зла, то могли бы быть сынами Божиими и получить даруемое Им наследие нетления. По этой причине, Он назвал ангелами диавола и сынами лукавого тех, которые веруют диаволу и творят дела его. Все они изначала созданы Одним и Тем же Богом. И когда веруют и повинуются Богу и постоянно соблюдают Его учение, то суть сыны Божии; когда же отступят и сделаются преступниками, то припишутся к начальству диавола, который сделался причиною отступления сперва своего, потом и прочих.

4. Поелику многочисленны изречения Господа и все они возвещают Одного и Того же Отца, Творца мира сего, то надлежало и мне находящихся во многих заблуждениях опровергнуть посредством многих доказательств, если только они после многих опровержений могут обратиться к истине и спастись. И необходимо к сему сочинению присоединить в следующей (книге) после изречений Господа еще учение Павла, исследовать его взгляд, разъяснить Апостола, истолковать все, что еретиками, совершенно не понимающими Слов Павловых, иначе объясняется, и показать безрассудство их мнений; на основании того же Павла, из (писаний) Которого они предлагают нам вопросы, доказать, что они лгут, а Апостол есть проповедник истины и всему учил согласно с проповедью истины, именно что Один Бог Отец, говоривший с Авраамом, давший Закон, пославший прежде пророков, а в последние времена пославший Сына Своего и дарующий спасение Своему созданию, которое есть плотское существо. Итак, прочие изречения Господа, в которых Он не приточно, но прямыми словами учил об Отце, и изложение посланий святого Павла я представлю в другой книге, и, таким образом, с помощью Божиею я доставлю тебе полное сочинение «обличение и опровержение лжеименного знания», давая в этих пяти книгах и мне самому и тебе пособие к противоборству со всеми еретиками.
(Против ересей (Обличение и опровержение лжеименного знания). Книга четвертая. Глава ХLI)

О будущем суде Христовом, об общении с Богом, о вечном мучении неверующих

1. Если Отец не судит, то или это не принадлежит Ему, или Он одобряет всякие действия, и если Он не судит, то все будут равны и будут считаться в одном и том же состоянии. Тогда, значит, пришествие Христа будет излишне и даже ни с чем несообразно, потому что Он не судит. Ибо «Он пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку с свекровью ее» (Мф. 10, 35), и «когда будут двое на одной постели, одного взять, а другого оставить, и когда две будут лежать вместе, одну взять, а другую оставить» (Лк. 17, 34,35); под конец приказать жнецам сперва собрать плевелы и связать в связки и предать огню неугасимому, а пшеницу убрать в житницу (Мф. 13, 30), и овец призвать в приготовленное Царство, а козлов послать в огонь вечный, уготованный Его Отцом диаволу и ангелам его (Мф. 15, 33). И что еще? Слово пришло на падение и на восстание многих. На падение, конечно, неверующих Ему, которым Он угрожал и большим наказанием на суде, чем жителям Содома и Гоморры, на восстание же верующих и творящие волю Отца Его Небесного. Итак, если пришествие Сына относится равно ко всем и Он есть Судия и Разделитель верующих и неверующих, потому что верующие по своему хотению творят волю Его, и неверующие по своей же воле ни приступают к Его учению, — то очевидно, что Отец Его творил всех одинаково и каждый имеет свое собственное произволение и свободное рассуждение, и что Он взирает и все и о всем промышляет, «повелевая солнцу Своему сиять на злых и на добрых и посылая дождь на праведных и на неправедных» (Мф. 5.45).

2. И всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь, и свет, и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Посему те, которые чрез отступничество свое утратили вышеупомянутое, как лишенные всех благ, находятся во всяческом мучении, не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие их лишений всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому лишение их вечно и без конца, подобно тому, как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими всегда лишены сладости света не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но самая слепота доставляет им несчастие. И посему Господь говорил: «верующий в Меня не судится», т. е. не отлучается от Бога, ибо он чрез веру соединен с Богом. «А неверующий уже осужден, потому что он не уверовал во имя Единородного Сына Божия», т. е. добровольно сам отлучил себя от Бога. «Суд же состоит в том, что свет пришел в этот мир, но люди возлюбили более тьму, нежели свет. Ибо всякий, делающий худые дела, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обличались дела его. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что он действовал в Боге» (Ин. 3.18-21).
(Ириней Лионский. Против ересей (Обличение и опровержение лжеименного знания). Книга пятая. Глава XXVII)


(Из кн.: Свмч. Ириней Лионский. Против ересей
(Обличение и опровержение лжеименного знания)






Яндекс.Метрика