Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus







Училище благочестия

Злоба Юлиана на христиан и возмездие Божие

Святой Григорий Богослов ещё в своей юности предвидел, сколь пагубен для христианской веры Юлиан, после наречённый Отступником. Обучаясь вместе с ним в Афинах, он часто вздыхал: «Величайшее из всех зол питает в себе земля Римская!» Это пророчество совершенно сбылось, когда Юлиан сделался императором. Его благоволение к еврейскому народу и упорное желание построить Иерусалимский храм, его уважение к языческим жрецам и презрение к христианским епископам, его непрестанные кощунства над Евангельской верой и казни тех, кто говорил хоть что-то предосудительное об идолопоклонстве, - всё угрожало христианству.

Особенно богоотступник ненавидел Кесарию Каппадокийскую. Причиной этого была ревность в вере тамошних христиан, пасомых святителем Василием Великим.


Св. Василий Великий

Чашу бешенства Юлиана дополнило разорение капища нечистого идола, которого называли Тихи, что значит Фортуна или счастье. Это капище было весьма почитаемо, и в нем Юлиан, когда бывал в Кесарии, ежедневно приносил свои нечестивые жертвы. Случилось так, что торжество по случаю брака кесарийского христианина Евпсихия совпало с нечестивым идольским праздником. Увидев эллинов, идущих в капище для принесения жертв, святой Евпсихий воспламенился ревностью по Господе: взяв с собою множество христиан, он пошел и сокрушил идолов и храм идольский разорил до основания.

Эллины тотчас донесли об этом царю Юлиану. Император, услышав о разорении храма своих богов, исполнился великой ярости, гневаясь не только на Евпсихия, но и на весь город. Он тотчас повелел захватить всех почетных граждан, и одних из них предал смертной казни, а других отправил в заточение и лишил имущества; отнял он также имущество и у всех кесарийских церквей, а духовных лиц велел записывать в военную службу и насильно отводить в полки. У города было отнято почетное имя "Кесария", которое он получил в царствование Клавдия, и велено было называться прежним его именем "Маза"; он был исключен из числа городов и низведен в разряд селений, а на жителей его, верных христиан, была наложена великая дань с строжайшим приказанием непременно восстановить разоренное капище. Юлиан с клятвою угрожал, что он не перестанет держать город под опалой и не оставит в живых галилеян (так он называл христиан), если они не выстроят заново разоренного языческого храма.

Святого же Евпсихия, как главного виновника разрушения храма, Юлиан велел предать мучениям и принудить его к принесению жертв идолам. Но Христов воин не уступал и мужественно стоял в исповедании имени Христова. После долгих и тяжких истязаний ему отрубили голову [это было в 362 году]. Верные взяли святое тело его и похоронили с честью.

В это время Юлиан, отправляясь в поход на персов, проходил чрез Каппадокию и приближался к Кесарии; городу угрожала великая опасность, так как беззаконный мучитель уже явно высказывал намерение разорить город до основания. Тогда святой Василий Великий, воздавая Юлиану честь, как кесарю, вышел ему на встречу и поднес на благословение три ячменных хлеба, какими сам питался.

Император велел своим оруженосцам взять эти хлебы, а святому Василию дать горсть сена со словами:

- Ты дал нам ячмень, скотскую пищу, получи же от нас сено.

Святой Василий Великий отвечал:

- Мы, царь, принесли тебе то, чем сами питаемся, ты же дал нам пищу скотскую; ты насмехаешься над нами, ибо не можешь властью своею претворить сено в хлеб - естественную пищу человеческую.

Юлиан же гневно сказал ему:

- Знай, что этим сеном я буду кормить тебя, когда возвращусь сюда из Персии. Я разорю город сей до основания и место его вспашу плугом и обращу в поле. Ибо мне небезизвестно, что по твоему совету народ дерзнул разорить изображение и храм Фортуны.

Юлиан отправился в свой путь, а святитель Василий продолжил молиться Богу, да просветит Он преступника Своею благодатью и пошлёт на него дух умиления и покаяния.

Между тем Юлиан, вступив в Персию и рассеяв несколько неприятельских отрядов, принёс за это благодарственные жертвы идолам и всенародно поклялся перед истуканом Зевса, что он по окончании войны непременно истребит христианство.

Узнав об этом, святой Василий Великий потерял всякую надежду видеть обращение отступника. Тогда, оставшись один в церкви, он повергся пред иконою Пресвятой Богородицы, у ног Которой было изображение святого великомученика Меркурия в виде воина с копьем. Молился же святитель о том, чтобы Бог не попустил гонителю и губителю христиан Юлиану возвратиться живым с Персидской войны. И вот он увидел, что образ святого Меркурия, стоявшего близ Пресвятой Богородицы, изменился и изображение мученика на некоторое время стало невидимо. Спустя немного времени, мученик снова показался, но с окровавленным копьем.

В это самое время Юлиан был поражён в битве насмерть невидимой рукой.

(См.: Страдание святого мученика Евпсихия. Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского)


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна




Яндекс.Метрика