Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Училище благочестия

Сила Крещения


Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о силе таинства Крещения:

Святое Крещение …доставляет воскресение душе, плотского и грешного человека претворяет в духовного и святого… Как тело оживает и воскресает, когда возвратится в него душа, так весь человек, и телом и душой, оживает и воскресает духовно, когда возвратится в него Святой Дух. Это-то оживление и воскресение человека совершаются в таинстве св. Крещения.

Изменение, производимое святым Крещением в человеке вполне ясно, вполне ощущается…

В книге Деяний Апостольских хотя и нет прямого, фактического изложения о том изменении, которое производилось в крещаемых таинством святого Крещения - потому что в первенствующей Церкви всем было известно изменение, производимое Крещением - для всех было явным это изменение по плодам Святого Духа, большей частью открывавшимся немедленно по крещении, - однако описаны случаи, сохранившие для потомства доказательство об этом изменении. Так, когда крестился евнух эфиопской царицы и вышел из воды, немедленно низошел на него Святой Дух; евнух, уже не нуждаясь в наставнике - удовлетворительным его наставником сделался Дух - отправился с радостью в свой дальний путь, хотя только что узнал о Господе Иисусе Христе из самой краткой беседы с Апостолом Филиппом. …

Церковная история сохранила для нас следующее величайшей важности событие. Римский император Диоклетиан, при котором было воздвигнуто самое жестокое гонение на христиан, провел большую часть 304-го года по рождестве Христовом в Риме. Он прибыл в столицу для празднования своих побед над персами. В числе прочих увеселений, которым предавался император, было и посещение театра. Некто Генесий, комический актер, очень забавлял публику импровизациями. Однажды, играя в театре в присутствии императора и многочисленного народного собрания, он, представясь больным, лег на постель и сказал: «Ах, друзья мои! чувствую себя очень тяжело: мне бы хотелось, чтобы вы утешили меня». Другие актеры отвечали: «Как нам утешить тебя? Хочешь ли, погладим тебя скоблем [cкобель - плотничный инструмент, которым скоблят дерево], чтобы тебе сделалось легче?» «Безумные! – отвечал он. – Я хочу умереть христианином». «Для чего?» – сказали они. «Для того, чтобы в этот великий день Бог принял меня, как блудного сына». Тотчас послано за священником и заклинателем. Они, то есть, представлявшие их актеры, пришли, сели возле кровати, на которой лежал Генесий, и сказали ему: «Сын наш, для чего ты призвал нас?» Он отвечал: «Потому что я хочу получить милость от Иисуса Христа, и возродиться для освобождения от грехов моих». Они исполнили над ним весь обряд святого таинства, потом облачили его, по обычаю новокрещенных, в белую одежду.

Тогда воины, продолжая игру, взяли его, и представили императору, как бы для допроса, подобно мученикам. Генесий сказал: «Император и весь двор его! Мудрецы сего города! выслушайте меня. Когда только ни случалось мне слышать имя христианина, я ощущал к этому имени ужасное отвращение, я осыпал ругательствами тех, которые пребывали в исповедании этого имени, я ненавидел даже моих родственников и близких по причине имени христианина, я презирал эту веру до такой степени, что с точностью изучил ее таинства, чтобы забавлять вас представлениями их. Но когда меня, обнаженного, прикоснулась вода, когда я, спрошенный, отвечал, что верую, я увидел руку, нисходящую с неба, окружая ее, низошли на меня Ангелы светозрачные. Они в некоей книге прочитали все согрешения, соделанные мною с детства, смыли их той самой водой, в которой я крестился в присутствии вашем, и потом показали мне книгу, которая оказалась чистой (неисписанной), подобно снегу. Итак, великий император и народ, вы, осыпавшие насмешками христианские таинства, уверуйте, как уверовал я, что Иисус Христос есть истинный Господь, что Он – Свет Истины и что, при посредстве Его, вы можете получить прощение». Диоклетиан, приведенный в крайнее негодование этими словами, приказал жестоко бить Генесия палками, потом его предали префекту Плавциану, чтобы принудить к жертвоприношению идолам. В продолжение значительного времени его драли железными ногтями и жгли горящими факелами. Среди этих мучений он восклицал: «Нет другого царя, кроме Того, Которого я видел! Чту Его и служу Ему! И если бы тысячекратно лишили меня жизни за служение Ему – я всегда буду принадлежать Ему! Мучения не исторгнут Иисуса Христа ни из уст моих, ни из сердца. Крайне сожалею о моем заблуждении, о том отвращении, которое я имел к Его святому Имени, и о том, что я так поздно сделался поклонником Его». Генесию отрубили голову. [Церковная История Флери, книга 8, гл. 49]».

(Св. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 2. О состоянии по искуплении человека)


Повесть, подобную этой, читаем в Житиях святых.

Однажды праздновался день рождения императора Юлиана Отступника. Порфирий, как лицедей, должен был в театре насмеяться и надругаться над христианами. В ту минуту, как он с этой целью погрузился в воду и воскликнул: "Крещается Порфирий во имя Отца и Сына и Святого Духа", – он внезапно уверовал в истинного Бога и, выйдя из воды, начал открыто исповедовать Христа. За сие он был предан на страдания и усечен мечом. Это произошло в 361 году в Малой Азии, в городе Ефесе. Его память совершается Церковью 15 сентября.

(Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского. 15 сентября)

Святой Григорий Богослов в надгробном слове по отцу своему по плоти, Григорию, епископу Назианза, принявшему святое Крещение уже в преклонных летах, говорит нижеследующее: "Родитель приступает к возрождению водой и Духом, через которое, как исповедуем перед Богом образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается. … При выходе из воды осияет его свет и слава, достойные того расположения, с каким он приступил к дарованию веры. Это явственно было и для других. Хотя они сохранили тогда чудо в молчании, не осмеливаясь разглашать, потому что каждый почитал себя одного видевшим, однако же вскоре сообщили о том друг другу. Но тому, кто крестил и совершил его таинством, видение было весьма ясно и вразумительно, и он не мог сохранить его втайне, но всенародно возвестил, что помазал Духом своего преемника".

(Св. Григорий Бог Св. Григорий Богослов, Слово 18)


Святитель Киприан Карфагенский, 46 лет прожив в язычестве,  в упражнениях эллинской философией, ораторским искусством, пирах и наслаждениях, почти отчаялся в возможности спасения для себя, думая, что он слишком долго "оставался в глубокой мгле ночной.., далекий от света Истины". Ему казалось невозможным при его глубоко укоренившихся языческих привычках достичь обещанного Спасителем возрождения. Но его друг, пресвитер Цецилий, вывел его из этого тяжелого и нерешительного состояния, дал надежду...

Могучее действие возрождающей благодати Божией, полученной им в Крещении, святитель Киприан описал в письме к другу Донату: "Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое. Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я против сомнений, открылись тайны, осветилось темное... я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила; от Него - наша крепость. Через Него мы, живя на земле, имеем предчувствие будущего блаженного состояния".

(Возрождение благодатью)


Свидетельства африканцев – новообращенных православных христиан

Приведенные ниже свидетельства принадлежат молодым людям, выпускникам Сельскохозяйственного училища при православной миссии в Колвези. Руководитель миссионерского центра архимандрит Мелетий (Григориатис) предоставил ученикам возможность жить в миссии, чтобы как можно лучше подготовиться к вступительным экзаменам в Лулумбашский университет. Верующие самых разных конфессий, они стали посещать местный храм и вскоре начали активно интересоваться православным христианством и богослужением. В миссии им предложили книги на французском языке, быстро прочитав которые, они попросили еще. Наряду с этим молодые люди посещали катехизаторские курсы при храме святого Георгия в Колвези. Так они пришли к тому, что захотели креститься. Крещение состоялось в субботу, 13 июля 2002 года. Провел его архимандрит Мелетий. Общее число крещенных в Колвези за тот год составило 96 человек, в числе которых и эти 12 учеников. Ребят попросили описать по возможности опыт благодати новоначальных, к которому они приобщились в первые дни по крещении. Некоторые откликнулись. Вот что они написали.

Шизола Капенда:

До крещения у меня было чрезвычайно ошибочное представление о Православной Церкви, о ее учении, о богослужении, о молитве как таковой. Я уж было начал считать, что православные христиане – идолопоклонники, как утверждали протестанты, потому что почитают образы на иконах. Но я стал готовиться к крещению, посещал занятия по катехизису. Как только я крестился – сразу почувствовал удивительное облегчение, спала какая-то тяжесть, которая угнетала и тело, и душу. И еще я испытал невыразимую радость. Мне дали имя Аристос. Перед самым погружением в воду я отрекся от своих ошибочных убеждений. Пожалел ли я об этом? Напротив! С тех пор я жажду узнать как можно больше о Православии и собрать все это в своем сердце. Так что я опытно познал, что христианская Православная Церковь – истинная апостольская Церковь. Учение ее открыто каждому. Православная Церковь лишь стремится объединить людей в единой вере в Святую Троицу.


Синуо Укэта:

Перед крещением я сомневался. Меня отговаривали: мол, у православных христиан Господь невидим, неслышен – где Он? Но теперь, после крещения, я могу с уверенностью сказать: Господь есть! Я стал чувствовать такую радость после исповеди у отца Мелетия. Еще большая радость пришла ко мне сразу после крещения. Я даже не видел людей вокруг себя – так благодатно было на душе. Имя мне дали – Евстратий. Благодарю за все Господа нашего Иисуса Христа.

Яв Казонго:

До крещения я был мусульманином. В Исламе не говорится, что Иисус Христос – Сын Божий, Спаситель рода человеческого. Только в Православной Церкви я узнал такие слова Господа: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня» (Ин. 12: 44). Тогда я и понял: вот истинная Церковь Христова. Захотелось быть к ней причастным. Когда стал готовиться к крещению, начал ходить на занятия по катехизису, почувствовал удивительную радость в душе. Стал понимать, что действительно живу настоящей жизнью, той, что все время упускал раньше.

При самом крещении я вдруг испугался. Перепугался чего-то до дрожи. Вокруг купели было множество народу. Когда настала моя очередь окунаться в воду, и страх, и стыд – все исчезло. Какое же благодатное состояние наступило, когда я вышел из воды. Радость и легкость переполняли тело и душу, будто тяжелая ноша спала с плеч. Мне дали имя Димитрий.

После крещения я стараюсь жить по воле Божией. Все плохие и терзавшие меня мысли отступили. Я не хочу грешить перед Богом, присутствие Которого теперь ясно ощущаю повсюду.

Яв Музинга:

13 июля 2002 года мы сдали вступительные экзамены на сельскохозяйственный факультет университета, а на следующий день крестились. И тот день останется одним из самых удивительных и наиважнейших в моей жизни. Мне нарекли имя Илия. Когда я выходил из купели, все существо мое взыграло от неизреченной радости. Ясно почувствовал, что отныне я уже совсем другой. Весь тот день меня переполняла благодарная молитва ко Господу нашему Иисусу Христу. Мне хотелось плакать и целовать Его ноги за то, что Он отвел от моего сердца все терзания и противоречия, очистил мою душу от грехов.

Я благодарю Господа за то, что он милостиво привел меня на путь спасения. Это честь для меня – быть призванным Господом к святости. Да будет имя Его благословенно отныне и во веки веков. Аминь.


Рафаэль Илюнга:

До крещения в моем сердце не было мира. Отчего? Я сомневался, верить ли во Христа. Вроде все делал, как мои друзья: ходил на занятия по катехизису, читал книги – и терзался сомнениями… Повсюду полно разных церквей, как понять, что Христианская Православная Церковь – единственно истинная?

Друзья помогли развеять все сомнения, и я решил все-таки креститься. Мне дали имя Михаил. Выйдя из купели, я ощутил в сердце любовь и великую радость. Верю, что Сам Святой Дух вошел в меня и попалил мои грехи, я встал на истинный путь. Теперь, когда я нашел истинную Церковь, я начал жить новой жизнью. Я отыскал в своем сердце Христа, Который ведет меня к жизни свободной, мирной.

После крещения я исполнился благодати Святого Духа так, что никого и ничего не замечал. Это состояние продлилось шесть суток.

Когда я причастился святых Христовых Таин – явно ощутил силу Святого Духа. Воистину я ощутил то, о чем поется при крещении: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

С тех пор я твердо верую в Единого Бога, в единую святую соборную и апостольскую Церковь, в воскресение мертвых и жизнь вечную. Аминь.

Килоло Киямбакулу:

В последнее время я ходил с родителями в лютеранскую церковь. В какой-то момент мне захотелось молиться по-своему, а не в какой бы то ни было церкви. Когда мне довелось попасть в круг давних учеников миссии, сердцем я потянулся к Православной Церкви. Я постоянно читал разные духовные книги, которые давал нам отец Д. В конце концов я решил креститься и стать православным христианином. Нас было 12 учеников.

То, что я пережил после крещения, мне не довелось испытывать еще никогда в жизни. Это было чувство безграничной радости. Все сомнения рассеялись. Я почувствовал истинную свободу. Отныне я примкнул наконец к истиной Церкви Христовой. Захотелось испросить у Господа благословения, чтобы Он всегда пребывал со мной. Хочется служить одному только Иисусу Христу, Спасителю нашему, всю свою жизнь и пребывать под Его покровом.

Отныне я предстою перед всеми своими знакомыми и друзьями и свидетельствую о том несравненном, божественном чувстве, испытанном при крещении, дабы и они приобщились к истинной Церкви, где обретут настоящую семью во Христе. В крещении мне дали имя Димитрий.

Источник: Histoires etonnantes de la Mission.
Перевела с французского
Евгения Берляева, pravoslavie.ru


При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна




Яндекс.Метрика