Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Архимандрит Рафаил (Карелин)

о грехе хулы на Святого Духа


Что значит хула против Духа Святого?  Обратимся к учению Церкви. Это не кощунственные поступки, не богохульные слова против Духа Святого, а то внутреннее, устойчивое состояние грешника, когда он становится уже неспособным к покаянию, а именно:

1)  Духовная гордость. Человек думает, что не нуждается в помощи Божией и становится как бы богом для самого себя, - кому тогда каяться, о чем молиться?

…Человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами.

2)  Отчаяние, отсутствие надежды. Человеку кажется, что жизнь бессмысленна, что ему нет прощения, что все пути для него закрыты. Отчаяние переходит в ненависть к Богу как виновнику зла. Человек в таком состоянии не может и не хочет ни молиться, ни каяться, сердце у него окаменело. Высшая степень отчаяния - самоубийство.

3) Ложная надежда на всепрощение Божие. Человек считает, что Бог как безграничная Любовь должен простить людям все грехи и пороки независимо от их воли, по одной Своей милости, то есть без покаяния грешников и исправления их жизни. Здесь видится сознательное злоупотребление и спекуляция милосердием Божьим, стремление - средство ко спасению превратить в повод ко греху; здесь забывается, что Бог не только совершенная Любовь, но и совершенная Правда. Для чего будет каяться грешник, если он заранее уверен, что уже спасен?

4) Следующий грех против Духа Святого - ненависть к истине и поэтому ожесточенное сопротивление ей. Апостол Иоанн Богослов пишет, что есть грех к смерти (1 Ин. 5; 17), тогда молитва за такого грешника бессильна помочь ему. Значит, существует какая то невидимая черта, перейдя которую человек становится уже не способным к духовному возрождению: грех делается как бы его второй природой. Велико милосердие Божие, нет греха, которого бы не простил Господь кающемуся грешнику, но грехи против Духа Святого парализуют само покаяние.

А разве грех неведения для значительного большинства людей не носит в себе начального сознательного сопротивления истине, разве большинство неверующих людей не испытывало в своей жизни действия предваряющей благодати, которая, как огонь, испытывала их душу, как свет, открывала перед ними хотя бы на мгновенье глубины нового духовного бытия; разве они не переживали мистическое чувство присутствия высшей силы?

И что же: последовали они этому таинственному голосу, прозвучавшему в их душе? К своему несчастью, они вполне сознательно отвратились от духовного опыта, данного им, противостали благодати, закрыли свои уши, как убийцы апостола Стефана, чтобы не услышать его молитвы, и вновь погрузились в привычную для них темную стихию страстей. Поэтому преподобный Марк Подвижник писал о том, что "неведение, забвение и неразумие является началом грехов".

Слова "не простится грех ни в этом веке, ни в будущем" означают не тяжесть совершенного греха, а внутреннее состояние человека, которое делает его неспособным к покаянию; а то "что связано на земле, будет связано и на небесах". Если человек не каялся в грехах во время земной жизни, он не сможет принести покаяние посмертно, грех станет его личным свойством, а загробная жизнь - демоноуподоблением.







Яндекс.Метрика