Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Православно-догматическое Богословие

 Макария, митрополита Московского и Коломенского

Оглавление

Том 1

Ведение
Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку
1. О Боге в самом себе

Часть 2. О Боге в общем отношении его к миру и человеку

Глава 1. О Боге, как Творце
1. О творении Божием вообще
2. О главных видах творений Божиих
1. О мире духовном
1.1. О духах добрых или ангелах
1.2. О духах злых
2. О мире вещественном
3. О мире малом — человеке
3.1. Происхождение и природа человека
3.2. О назначении и первобытном состоянии человека
3.3. О самовольном падении и следствиях падения человека
Глава 2. О Боге, как промыслителе
1. О промысле Божием вообще
2. О промысле Божием по отношению к главным видам творений Божиих
2.1. К миру духовному
2.2. К миру вещественному
2.3. К миру малому, человеку

Том 2

О Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду

§ 122. Связь с предыдущим, важность предмета, учение о нем Церкви и разделение учения 
§ 123. Состав отдела 
§ 124. Необходимость Божественной помощи для восстановления человека при возможности к тому со стороны человека 
§ 125. Средство, избранное Богом для восстановления или искупления человека и значение этого средства 
§ 126. Участие всех Лиц пресвятой Троицы в деле искупления, и почему воплотился для сего именно Сын? 
§ 127. Побуждение к делу искупления и цель пришествия на землю Сына Божия 
§ 128. Вечное предопределение искупления, и почему не скоро пришел на землю Искупитель? 
§129. Приготовление Богом рода человеческого к принятию Искупителя и вера в Него во все времена 
§ 130. Нравственное приложение догмата 
§ 131. Связь с предыдущим и состав учения 
§ 132. Важность и непостижимость догмата, краткая история его, учение о нам Церкви и состав учения 
§ 133. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий 
§134. Господь Иисус имеет естество человеческое и есть именно Сын Девы Марии 
§ 135. Господь Иисус родился по человечеству сверхъестественным образом, и Пресв. Матерь Его есть Приснодева 
§ 136. Господь Иисус есть человек безгрешный 
§ 137. Действительность соединения во Христе двух естеств во единую ипостась 
§ 138. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств 
§ 139. Следствия ипостасного соединения двух естеств во Иисусе Христе: а) по отношению к Нему самому 
§ 140. б) — По отношению к Пресв. Деве, Матери Господа Иисуса 
§ 141. в) По отношению к пресв. Троице 
§ 142. Нравственное приложение догмата о таинстве воплощения 
§ 143. Каким образом Господь Иисус совершил наше спасение? 
§ 144. Понятие о пророческом служении Иисуса Христа и истина сего служения 
§ 145. Как совершил Господь Иисус свое пророческое служение, и сущность Его проповеди 
§ 146. Иисус Христос преподал закон новый, совершеннейший, взамен закона Моисеева 
§ 147. Иисус Христос преподал закон для всех людей и на все времена 
§ 148. Иисус Христос преподал закон единый спасительный, и следов. необходимый для достижения жизни вечной 
§ 149. Связь с предыдущим, понятие о первосвященническом служении Иисуса Христа, истина сего служения и превосходство 
§ 150. Как совершил Господь Иисус свое первосвященническое служение?… Состояние его истощания 
§ 151 В особенности смерть Иисуса Христа, как искупительная за нас жертва 
§ 152. Подробнейшее изображение в Слове Божием нашего искупления смертию Иисуса Христа 
§ 153. Раскрытие самого способа нашего искупления смертию Иисуса Христа 
§ 154. Обширность искупительных действий смерти Христовой 
§ 155. Следствие крестных заслуг Иисуса Христа по отношению к Нему самому: состояние Его прославления 
§ 156. Отношение первосвященнического служения Иисуса Христа к Его служению пророческому 
§ 157. Связь с предыдущим, понятие о царском служении Иисуса Христа и истина сего служения 
§ 158. В каких действиях выразилось царское служение Иисуса Христа? Его чудеса 
§ 159. Нисшествие Иисуса Христа во ад и победа над адом 
§ 160. Воскресение Иисуса Христа и победа над смертию 
§ 161. Вознесение Иисуса Христа на небеса и отверстие для всех верующих в Него царства небесного 
§ 162. Окончится ли царское служение Иисуса Христа? 
§ 163. Нравственное приложение догмата о таинстве искупления

Отдел II. О Боге Спасителе в Его особенном отношении к человеческому роду
§ 164. Связь с предыдущим и предмет настоящего отдела
Глава I. О Боге, как Освятителе
§ 165. Понятие об освящении, участие всех Лиц Пресв. Троицы в деле освящения и исчисление средств или условий к освящению
Член I. О св. Церкви, как орудии, через которое совершает Господь наше освящение
§ 166. Разные смыслы слова: церковь; смысл, в каком будет излагаться здесь учение о ней, и точки зрения на предмет
I. О происхождении, пространстве и цели Церкви
§ 167. Основание Церкви Господом Иисусом Христом
§ 168. Пространство Церкви Христовой: кто принадлежит и кто не принадлежит к ней
§ 169. Цель Христовой Церкви и данные ей для цели средства
§ 170. Необходимость принадлежать к Церкви Христовой для достижения спасения
II. О составе и устройстве Церкви
§ 171. Общий взгляд на это устройство
§ 172. Паства и Богоучрежденная иерархия с их взаимным отношением
§ 173. Три Богоучрежденные степени церковной иерархии и их различие между собою
§ 174. Отношение степеней церковной иерархии между собою и к пастве
§ 175. Средоточие церковной власти
§ 176. Глава Церкви — Господь Иисус
III. О существе и существенных свойствах Церкви
§ 177. Понятие о существе Церкви и исчисление еe существенных свойств
§ 178. Церковь — единая
§ 179. Церковь — святая
§ 180. Церковь — соборная
§ 181. Церковь — апостольская
§ 182. Нравственное приложение догмата
Член II. О благодати Божией, как силе, которою Господь освящает нас
§ 183. Общее понятие о благодати Божией и еe виды; понятие о благодати, освящающей человека-грешника, и ее подразделения
§ 184. Краткий обзор ложных мнений о догмате, учение православной Церкви и состав этого учения
I. О необходимости благодати Божией для освящения человека
§ 185. Части учения
§ 186. Необходимость благодати для освящения человека вообще
§ 187. Необходимость благодати для веры и для самого начала веры, или для самого обращения человека к Христианству
§ 188. Необходимость благодати для добродетели человека, по обращении его к Христианству
§ 189. Необходимость благодати для пребывания человека в вере и добродетели христианской до конца жизни
II. О всеобщности благодати и отношении её к свободе человека
§ 190. Части учения
§ 191. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству
§ 192. Предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли, или не воспользуются они благодатию
§ 193. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо
§ 194. Человек деятельно участвует в том, что совершает в нём и чрез него благодать Божия
III. О существе и условиях самого освящения человека благодатию Божиею
§ 195. Части учения
§ 196. Освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатию Божиею и соделывается праведным и святым
§ 197. Вера есть первое условие со стороны человека для его освящения и след. спасения
§ 198. Кроме веры, для освящения и спасения человека, требуются от него еще добрые дела
§ 199. Нравственное приложение догмата
Член III. О таинствах Церкви, как средствах, чрез которые сообщается нам благодать Божия
§ 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена
I. О таинстве крещения
§ 201. Место таинства крещения в ряду прочих таинств, понятие о крещении и его разные названия
§ 202. Божественное установление таинства крещения
§ 203. Видимая сторона таинства крещения
§ 204. Невидимые действия таинства крещения и его неповторяемость
§ 205. Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровию
§ 206. Кто может совершать крещение и что требуется от крещаемых?
II. О таинстве миропомазания
§ 207. Связь с предыдущим, место таинства миропомазания в ряду прочих, понятие об этом таинстве и его названия
§ 208. Божественное установление таинства миропомазания, его отдельность от крещения и самостоятельность
§ 209. Видимая сторона таинства миропомазания
§ 210. Невидимые действия таинства миропомазания и его неповторяемость
§ 211. Кому принадлежит право совершать таинство миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо?
III. О таинстве евхаристии или причащения
§ 212. Связь с предыдущим, понятие о таинстве евхаристии, его превосходство и разные названия
§ 213. Божественное обетование о таинстве евхаристии и самое его установление
§ 214. Видимая сторона таинства евхаристии
§ 215. Невидимое существо таинства евхаристии: а) действительность присутствия Иисуса Христа в сам таинстве
§ 216. б) Образ и следствия присутствия Иисуса Христа в таинстве евхаристии
§ 217. Кто может совершать таинство евхаристии; кто — причащаться сему таинству и в чем должно состоять приготовление к нему?
§ 218. Необходимость причащения евхаристии, и именно под обоими видами, и плоды таинства
§ 219. Евхаристия, как жертва: а) истинность или действительность сей жертвы
§ 220. б) Отношение сей жертвы к жертве крестной и свойства
IV. О таинстве покаяния
§ 221. Связь с предыдущим, понятие о таинстве покаяния и его разные названия
§ 222. Божественное установление и действительность таинства покаяния
§ 223. Кто может совершать таинство покаяния, и кто приступать к нему?
§ 224. Что требуется от приступающих к таинству покаяния?
§ 225. Видимая сторона таинства покаяния, невидимые его действия и их обширность
§ 226. Епитимии, их происхождение и употребление в Церкви
§ 227. Значение епитимий
§ 228. Несправедливость учения римской Церкви об индульгенциях
V. О таинстве елеосвящения
§ 229. Связь с предыдущим, понятие о елеосвящении и его названия
§ 230. Божественное установление таинства елеосвящения и его действительность
§ 231. Кому и кем может быть преподаваемо таинство елеосвящения?
§ 232. Видимая сторона таинства елеосвящения и его невидимые, благодатные действия
VI. О таинстве брака
§ 233. Связь с предыдущим; брак, как установление Божие, и его цель; понятие о браке, как таинстве, и его названия
§ 234. Божественное установление таинства брака и его действительность
§ 235. Видимая сторона таинства брака и невидимые действия
§ 236. Кто может совершать таинство брака, и что требуется от приступающих к этому таинству?
§ 237. Свойства христианского брака, освящаемого таинством
VII. О таинстве священства
§ 238. Связь с предыдущим; священство, как особое Богоучрежденное служение в Церкви (иерархия) и его три степени; понятие о священстве, как таинстве
§ 239. Божественное установление и действительность таинства священства
§ 240. Видимая сторона таинства священства, его невидимые действия и неповторяемость
§ 241. Кто может совершать таинство священства, и что требуется от приступающих к нему
VIII. Общие замечания о таинствах
§ 242. Предметы этих замечаний
§ 243. О существе таинств
§ 244. О седмеричном числе таинств
§ 245. Об условиях для совершения и действенности таинств
§ 246. Нравственное приложение догмата о таинствах

Глава II. О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле
§ 247. Связь с предыдущим, понятие о Боге, как Судии и Мздовоздаятеле, и состав церковного о сам учения

Член I. О Боге, как Судии и мздовоздаятеле для каждого человека порознь

I. О частном суде
§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека
§ 249. Действительность частного суда
§ 250. Изображение частного суда: учение о мытарствах

II. О мздовоздаянии после частного суда
§ 251. Учение православной Церкви и состав этого учения
§ 252. Мздовоздаяние праведникам: а) прославление их на небеси — в Церкви торжествующей
§ 253. б) Прославление праведников на земле — в Церкви воинствующей: аа) почитание Святых
§ 254 бб) Призывание Святых
§ 255. вв) Почитание св. мощей и других останков угодников Божиих
§ 256. гг) Почитание св. икон
§ 257. Мздовоздаяние грешникам: а) их наказание во аде
§ 258. б) Возможность для некоторых грешников получать облегчение и даже освобождение от наказаний адских, по молитвам Церкви
§ 259. в) Замечание о чистилище
§ 260. Нравственное приложение догмата о суде и мздовоздаянии частном

Член II. О Боге, как Судии и мздовоздаятеле для всего рода человеческого

I. О всеобщем суде
§ 261. Связь с предыдущим, день всеобщего суда, неизвестность этого дня и признаки его приближения, в особенности явление антихриста
§ 262. События, имеющие совершиться в день всеобщего суда, и их распорядок
§ 263. Предварительные обстоятельства всеобщего суда: а) пришествие Господа-Судии живых и мертвых
§ 264. б) Воскресевие мертвых и изменение живых
§ 265. Самый суд всеобщий: его действительность, образ и свойства
§ 266. Сопутствующие обстоятельства всеобщего суда: а) кончина мира
§ 267. б) Кончина благодатного царства Христова и начало царства славы; замечание о хилиазме или тысящелетии Христовом
II. О мздовоздаянии после всеобщего суда
§ 268. Связь с предыдущим и свойства этого мздовоздаяния
§ 269. Мздовоздаяние грешникам: а) в чем будут состоять их муки?
§ 270. б) Степени адских мучений
§ 271. в) Вечность адских мучений
§ 272. Мздовоздаяние праведникам: а) в чем будет состоять их блаженство?
§ 273. б) Степени блаженства праведников
§ 274·в) Вечность блаженства праведников
§ 275. Нравственное приложение догмата о суде и мздовоздаянии всеобщем







Яндекс.Метрика