Православно-догматическое Богословие
Макария, митрополита Московского и Коломенского
Оглавление
Том 1
Ведение
Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку
1. О Боге в самом себеЧасть 2. О Боге в общем отношении его к миру и человеку
1. О творении Божием вообще2. О главных видах творений БожиихГлава 2. О Боге, как промыслителе1. О мире духовном1.1. О духах добрых или ангелах2. О мире вещественном
1.2. О духах злых
3. О мире малом — человеке3.1. Происхождение и природа человека
3.2. О назначении и первобытном состоянии человека
3.3. О самовольном падении и следствиях падения человека1. О промысле Божием вообще
2. О промысле Божием по отношению к главным видам творений Божиих2.1. К миру духовному
2.2. К миру вещественному
2.3. К миру малому, человекуТом 2
О Боге-Спасителе и особенном отношении Его к человеческому родуОтдел II. О Боге Спасителе в Его особенном отношении к человеческому роду§ 122. Связь с предыдущим, важность предмета, учение о нем Церкви и разделение учения§ 123. Состав отдела§ 124. Необходимость Божественной помощи для восстановления человека при возможности к тому со стороны человека§ 125. Средство, избранное Богом для восстановления или искупления человека и значение этого средства§ 126. Участие всех Лиц пресвятой Троицы в деле искупления, и почему воплотился для сего именно Сын?§ 127. Побуждение к делу искупления и цель пришествия на землю Сына Божия§ 128. Вечное предопределение искупления, и почему не скоро пришел на землю Искупитель?§129. Приготовление Богом рода человеческого к принятию Искупителя и вера в Него во все времена§ 130. Нравственное приложение догмата§ 131. Связь с предыдущим и состав учения§ 132. Важность и непостижимость догмата, краткая история его, учение о нам Церкви и состав учения§ 133. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий§134. Господь Иисус имеет естество человеческое и есть именно Сын Девы Марии§ 135. Господь Иисус родился по человечеству сверхъестественным образом, и Пресв. Матерь Его есть Приснодева§ 136. Господь Иисус есть человек безгрешный§ 137. Действительность соединения во Христе двух естеств во единую ипостась§ 138. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств§ 139. Следствия ипостасного соединения двух естеств во Иисусе Христе: а) по отношению к Нему самому§ 140. б) — По отношению к Пресв. Деве, Матери Господа Иисуса§ 141. в) По отношению к пресв. Троице§ 142. Нравственное приложение догмата о таинстве воплощения§ 143. Каким образом Господь Иисус совершил наше спасение?§ 144. Понятие о пророческом служении Иисуса Христа и истина сего служения§ 145. Как совершил Господь Иисус свое пророческое служение, и сущность Его проповеди§ 146. Иисус Христос преподал закон новый, совершеннейший, взамен закона Моисеева§ 147. Иисус Христос преподал закон для всех людей и на все времена§ 148. Иисус Христос преподал закон единый спасительный, и следов. необходимый для достижения жизни вечной§ 149. Связь с предыдущим, понятие о первосвященническом служении Иисуса Христа, истина сего служения и превосходство§ 150. Как совершил Господь Иисус свое первосвященническое служение?… Состояние его истощания§ 151 В особенности смерть Иисуса Христа, как искупительная за нас жертва§ 152. Подробнейшее изображение в Слове Божием нашего искупления смертию Иисуса Христа§ 153. Раскрытие самого способа нашего искупления смертию Иисуса Христа§ 154. Обширность искупительных действий смерти Христовой§ 155. Следствие крестных заслуг Иисуса Христа по отношению к Нему самому: состояние Его прославления§ 156. Отношение первосвященнического служения Иисуса Христа к Его служению пророческому§ 157. Связь с предыдущим, понятие о царском служении Иисуса Христа и истина сего служения§ 158. В каких действиях выразилось царское служение Иисуса Христа? Его чудеса§ 159. Нисшествие Иисуса Христа во ад и победа над адом§ 160. Воскресение Иисуса Христа и победа над смертию§ 161. Вознесение Иисуса Христа на небеса и отверстие для всех верующих в Него царства небесного§ 162. Окончится ли царское служение Иисуса Христа?§ 163. Нравственное приложение догмата о таинстве искупления
§ 164. Связь с предыдущим и предмет настоящего отдела
Глава I. О Боге, как Освятителе
§ 165. Понятие об освящении, участие всех Лиц Пресв. Троицы в деле освящения и исчисление средств или условий к освящению
Член I. О св. Церкви, как орудии, через которое совершает Господь наше освящение
§ 166. Разные смыслы слова: церковь; смысл, в каком будет излагаться здесь учение о ней, и точки зрения на предмет
I. О происхождении, пространстве и цели Церкви
§ 167. Основание Церкви Господом Иисусом Христом
§ 168. Пространство Церкви Христовой: кто принадлежит и кто не принадлежит к ней
§ 169. Цель Христовой Церкви и данные ей для цели средства
§ 170. Необходимость принадлежать к Церкви Христовой для достижения спасения
II. О составе и устройстве Церкви
§ 171. Общий взгляд на это устройство
§ 172. Паства и Богоучрежденная иерархия с их взаимным отношением
§ 173. Три Богоучрежденные степени церковной иерархии и их различие между собою
§ 174. Отношение степеней церковной иерархии между собою и к пастве
§ 175. Средоточие церковной власти
§ 176. Глава Церкви — Господь Иисус
III. О существе и существенных свойствах Церкви
§ 177. Понятие о существе Церкви и исчисление еe существенных свойств
§ 178. Церковь — единая
§ 179. Церковь — святая
§ 180. Церковь — соборная
§ 181. Церковь — апостольская
§ 182. Нравственное приложение догмата
Член II. О благодати Божией, как силе, которою Господь освящает нас
§ 183. Общее понятие о благодати Божией и еe виды; понятие о благодати, освящающей человека-грешника, и ее подразделения
§ 184. Краткий обзор ложных мнений о догмате, учение православной Церкви и состав этого учения
I. О необходимости благодати Божией для освящения человека
§ 185. Части учения
§ 186. Необходимость благодати для освящения человека вообще
§ 187. Необходимость благодати для веры и для самого начала веры, или для самого обращения человека к Христианству
§ 188. Необходимость благодати для добродетели человека, по обращении его к Христианству
§ 189. Необходимость благодати для пребывания человека в вере и добродетели христианской до конца жизни
II. О всеобщности благодати и отношении её к свободе человека
§ 190. Части учения
§ 191. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству
§ 192. Предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли, или не воспользуются они благодатию
§ 193. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо
§ 194. Человек деятельно участвует в том, что совершает в нём и чрез него благодать Божия
III. О существе и условиях самого освящения человека благодатию Божиею
§ 195. Части учения
§ 196. Освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатию Божиею и соделывается праведным и святым
§ 197. Вера есть первое условие со стороны человека для его освящения и след. спасения
§ 198. Кроме веры, для освящения и спасения человека, требуются от него еще добрые дела
§ 199. Нравственное приложение догмата
Член III. О таинствах Церкви, как средствах, чрез которые сообщается нам благодать Божия
§ 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена
I. О таинстве крещения
§ 201. Место таинства крещения в ряду прочих таинств, понятие о крещении и его разные названия
§ 202. Божественное установление таинства крещения
§ 203. Видимая сторона таинства крещения
§ 204. Невидимые действия таинства крещения и его неповторяемость
§ 205. Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровию
§ 206. Кто может совершать крещение и что требуется от крещаемых?
II. О таинстве миропомазания
§ 207. Связь с предыдущим, место таинства миропомазания в ряду прочих, понятие об этом таинстве и его названия
§ 208. Божественное установление таинства миропомазания, его отдельность от крещения и самостоятельность
§ 209. Видимая сторона таинства миропомазания
§ 210. Невидимые действия таинства миропомазания и его неповторяемость
§ 211. Кому принадлежит право совершать таинство миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо?
III. О таинстве евхаристии или причащения
§ 212. Связь с предыдущим, понятие о таинстве евхаристии, его превосходство и разные названия
§ 213. Божественное обетование о таинстве евхаристии и самое его установление
§ 214. Видимая сторона таинства евхаристии
§ 215. Невидимое существо таинства евхаристии: а) действительность присутствия Иисуса Христа в сам таинстве
§ 216. б) Образ и следствия присутствия Иисуса Христа в таинстве евхаристии
§ 217. Кто может совершать таинство евхаристии; кто — причащаться сему таинству и в чем должно состоять приготовление к нему?
§ 218. Необходимость причащения евхаристии, и именно под обоими видами, и плоды таинства
§ 219. Евхаристия, как жертва: а) истинность или действительность сей жертвы
§ 220. б) Отношение сей жертвы к жертве крестной и свойства
IV. О таинстве покаяния
§ 221. Связь с предыдущим, понятие о таинстве покаяния и его разные названия
§ 222. Божественное установление и действительность таинства покаяния
§ 223. Кто может совершать таинство покаяния, и кто приступать к нему?
§ 224. Что требуется от приступающих к таинству покаяния?
§ 225. Видимая сторона таинства покаяния, невидимые его действия и их обширность
§ 226. Епитимии, их происхождение и употребление в Церкви
§ 227. Значение епитимий
§ 228. Несправедливость учения римской Церкви об индульгенциях
V. О таинстве елеосвящения
§ 229. Связь с предыдущим, понятие о елеосвящении и его названия
§ 230. Божественное установление таинства елеосвящения и его действительность
§ 231. Кому и кем может быть преподаваемо таинство елеосвящения?
§ 232. Видимая сторона таинства елеосвящения и его невидимые, благодатные действия
VI. О таинстве брака
§ 233. Связь с предыдущим; брак, как установление Божие, и его цель; понятие о браке, как таинстве, и его названия
§ 234. Божественное установление таинства брака и его действительность
§ 235. Видимая сторона таинства брака и невидимые действия
§ 236. Кто может совершать таинство брака, и что требуется от приступающих к этому таинству?
§ 237. Свойства христианского брака, освящаемого таинством
VII. О таинстве священства
§ 238. Связь с предыдущим; священство, как особое Богоучрежденное служение в Церкви (иерархия) и его три степени; понятие о священстве, как таинстве
§ 239. Божественное установление и действительность таинства священства
§ 240. Видимая сторона таинства священства, его невидимые действия и неповторяемость
§ 241. Кто может совершать таинство священства, и что требуется от приступающих к нему
VIII. Общие замечания о таинствах
§ 242. Предметы этих замечаний
§ 243. О существе таинств
§ 244. О седмеричном числе таинств
§ 245. Об условиях для совершения и действенности таинств
§ 246. Нравственное приложение догмата о таинствах
Глава II. О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле
§ 247. Связь с предыдущим, понятие о Боге, как Судии и Мздовоздаятеле, и состав церковного о сам ученияЧлен I. О Боге, как Судии и мздовоздаятеле для каждого человека порознь
I. О частном суде
§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека
§ 249. Действительность частного суда
§ 250. Изображение частного суда: учение о мытарствахII. О мздовоздаянии после частного суда
§ 251. Учение православной Церкви и состав этого учения
§ 252. Мздовоздаяние праведникам: а) прославление их на небеси — в Церкви торжествующей
§ 253. б) Прославление праведников на земле — в Церкви воинствующей: аа) почитание Святых
§ 254 бб) Призывание Святых
§ 255. вв) Почитание св. мощей и других останков угодников Божиих
§ 256. гг) Почитание св. икон
§ 257. Мздовоздаяние грешникам: а) их наказание во аде
§ 258. б) Возможность для некоторых грешников получать облегчение и даже освобождение от наказаний адских, по молитвам Церкви
§ 259. в) Замечание о чистилище
§ 260. Нравственное приложение догмата о суде и мздовоздаянии частномЧлен II. О Боге, как Судии и мздовоздаятеле для всего рода человеческого
I. О всеобщем суде
§ 261. Связь с предыдущим, день всеобщего суда, неизвестность этого дня и признаки его приближения, в особенности явление антихриста
§ 262. События, имеющие совершиться в день всеобщего суда, и их распорядок
§ 263. Предварительные обстоятельства всеобщего суда: а) пришествие Господа-Судии живых и мертвых
§ 264. б) Воскресевие мертвых и изменение живых
§ 265. Самый суд всеобщий: его действительность, образ и свойства
§ 266. Сопутствующие обстоятельства всеобщего суда: а) кончина мира
§ 267. б) Кончина благодатного царства Христова и начало царства славы; замечание о хилиазме или тысящелетии Христовом
II. О мздовоздаянии после всеобщего суда
§ 268. Связь с предыдущим и свойства этого мздовоздаяния
§ 269. Мздовоздаяние грешникам: а) в чем будут состоять их муки?
§ 270. б) Степени адских мучений
§ 271. в) Вечность адских мучений
§ 272. Мздовоздаяние праведникам: а) в чем будет состоять их блаженство?
§ 273. б) Степени блаженства праведников
§ 274·в) Вечность блаженства праведников
§ 275. Нравственное приложение догмата о суде и мздовоздаянии всеобщем