Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Училище благочестия

Бог не велит самовольно подвергать себя опасностям


«Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя» (Пс. 120, 3) - учит нас пророк Давид. Святые отцы так объясняют этот стих: "Не предай… совращению и падению душевной ноги твоей, и не оставляй ровного пути добродетели, чтобы и Бог, хранящий тебя, не воздремал и не лишил благодати и попечения Своего. И поелику ты поползнулся по своей неосторожности ко греху, то бойся, чтобы Бог не перестал уже хранить тебя" (Толковая Псалтирь. Изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена, монаха).

Народные пословицы говорят по сути о том же: «Бережёного Бог бережёт», «На Бога надейся, а сам не плошай». В этих простых словах выражена глубокая мудрость христианского смирения. И напротив, тот, кто уверен, что Бог должен оберегать его в любых обстоятельствах и при любых условиях, неосознанно обманывается гордостью.

Мы знаем, что святые в своем святом смирении считали себя грешниками, недостойными Божией защиты, а заслуживающими любого наказания. «Истинные праведники постоянно помышляют, что они недостойны Бога. Тем, что они признают себя окаянными, не заслуживающими попечения Божия, свидетельствуется их истина» - говорит преп. Исаак Сирин.

Преп. Исаак показывает разницу между обоснованной - и неразумной, безрассудной надеждой на Бога, или, иными словами, искушением Бога. Он объясняет, что хотя Бог промышляет обо всех, тем не менее обычным людям надо совершать свои дела с рассудительностью и осмотрительностью, потому что только совершенного праведника совершенно хранит Господь от всякого зла. Преп. Исаак Сирин пишет:

«Бывает надежда на Бога при сердечной вере; и она прекрасна, соединена с рассудительностию и ведением; и бывает другая, отличная от сей надежды, следствие беззакония, и она есть ложная. ... Не обольщайся, безрассудный; надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании пот.

Нередко иной, не зная, идет путем, где есть дикий зверь, или убийцы, или что-нибудь подобное; и вот общий Промысл Божий спасает его от такового вреда... Хотя и недостоин этого человек по тайным грехам… однако же Бог отводит его от беды, по милости Своей. Ибо сим хочет показать бесконечное величие силы Своей.

Все это и подобное этому есть дело Божия Промысла общего и повсюдного; праведник же имеет над собою неотлучное промышление. Ибо прочим людям Бог повелел рассудительно распоряжаться делами своими и при Божием промышлении пользоваться и своим ведением; но праведник не имеет нужды в сем ведении для распоряжения дел своих, потому что вместо ведения сего приобрел веру... и ничего исчисленного выше не устрашится, как написано: «праведный яко лев уповает» (Притч.28:1), на все отваживаясь верою, не потому, что искушает он Господа, но потому, что на Него взирает, и как бы вооружен и облечен силою Святого Духа. И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог говорит о нем: «...с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его. Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:15,16). Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды".  (Слово 67)

Преп. Иоанн Лествичник
раскрывает этот вопрос подробнее и так различает действия Божии по отношению к людям в зависимости от их духовного устроения:

«Иное есть Промысл Божий, иное – Божия помощь, иное – хранение, иное – милость Божия и иное – утешение.
Промысл Божий простирается на всякую тварь.
Помощь Божия подается только верным.
Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны.

Милости Божией сподобляются работающие Богу, а утешения – любящие Его».

О том, что даже и святым Господь заповедует с рассудительностью избегать опасностей, рассказывает житие преподобного Даниила Столпника.

Однажды преподобный Даниил Столпник захотел сходить в Иерусалим для поклонения святым местам. Но святой Симеон Столпник, любя Даниила, посоветовал ему остаться с ним, потому что в Палестине в то время происходили войны: самаряне восстали против христиан, - и путешествие туда было не безопасно.

Однако преп. Даниил, объятый одним только сильнейшим желанием совершить давно намеченное паломничество, пренебрег всем этим, и, не боясь смерти, отправился в путь. Пройдя довольно значительное расстояние, он встретил почтенного, седовласого, благообразного инока, преклонного годами. Обняв Даниила, старец спросил его, куда он идет. Даниил отвечал, что если Бог благословит, то ко святым местам. Старец сказал:

- Верно, - сказал ты, - если Бог благословит; теперь же знай наверное, что твое настоящее путешествие не с Божьего благословения. Разве ты не слыхал про мятежи и распри в Палестине?

Даниил отвечал:

- Слышал, но я надеюсь на Бога: Он будет мне помощником, и потому я думаю, что со мною не случится ничего худого; а если и случится что-нибудь такое, то я не боюсь: ибо "живем ли или умираем, - всегда Господни" (Рим.14, 8).

Но старец в ответ на это привел Даниилу слово пророческое:

- «Не даждь во смятение ноги твоея», тогда «не воздремлет и Храняй тя» (Пс.120, 3) ангел.

Даниил же, возражая старцу, высказал готовность даже и умереть за Христа во время этого путешествия.

Тогда старец с гневом отвернул от него лицо свое и произнес:

- Бог не повелел нам безвременно подвергать себя смерти и как бы поневоле идти на верную смерть, когда изрек: "Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой" (Мф. 10, 23).

Даниил начал склоняться к совету старца и сказал ему:

- Если, отче, тебе представляется так, я готов возвратиться назад.

Старец же отвечал:

- Я советую тебе не совсем оставить свое решение, а указываю лишь на то, что было бы неразумно идти тебе туда в настоящее неблагоприятное время. Теперь же иди в Византию, по обилию святынь представляющую собою второй Иерусалим; там ты можешь посетить очень многие церкви и насытиться созерцанием многих святынь. Вообще, возлюбленный, не следует думать, что ты можешь найти Бога в Иерусалиме, а не в Византии; ибо Бог неограничен никаким пространством.

Пока они беседовали друг с другом, наступил вечер, и, увидев вблизи монастырь, они направились к нему для ночлега. Старец сказал Даниилу:

- Иди ты впереди, а я пойду следом за тобою.

Даниил послушался, пошел вперед и стал ожидать старца у монастырских ворот. Но старец не появлялся, и Даниил подумал, что тот пошел для ночлега в другое место. Он вошёл в монастырь, приветствовал игумена и братию, поужинал и затем уснул. Тогда снова явился ему во сне тот старец и снова стал советовать ему исполнить то, что он говорил ему во время пути, и поскорее направиться к Византии. Пробудившись от сна и никого около себя не видя, Даниил размышлял, кто это явился ему: человек или ангел. А был то Симеон, великий столпник.

После такого видения Даниил, совершив утренние молитвы и пожелав мира инокам монастыря, направился в Византию.

(См.: Житие преподобного отца нашего Даниила Столпника. Память 11 декабря)

Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского свидетельствует, что Бог не велит самовольно, безрассудно подвергать себя опасностям, а тем, кто следует Его воле, дарит защиту:

"Когда, в царствование нечестивого Декия, началось гонение на христиан и вышло царское повеление повсеместно принуждать христиан к поклонению идолам, а неповинующихся мучить и губить, - тогда святой Григорий дал совет своей пастве, чтобы всякий, кто не имеет силы и дара Божия претерпевать лютые муки, укрылся; дабы кто либо, дерзновенно отдавшись мучителям, не испугался бы потом при виде страшных мук и, чувствуя себя не в состоянии вынести их, не отпал бы от Бога.

"Лучше, - говорил Григорий, - укрыться на короткое время и ждать Божия призыва и помощи к подвигу мученическому".

Подавая верным такой совет, он и сам, взяв одного из диаконов своих, удалился в пустыню и скрывался там от неверных. Мучители, посланные от царя, прийдя в город Неокесарийский, прежде всего искали Григория, как представителя всех христиан и пастыря словесных овец в той стране. Кто-то из неверных, узнав, что он скрывается в одной горе, возвестил об этом воинам и довел их до той горы; они же поспешно двинулись на гору, как псы, стремящиеся за добычей на охоте, и как волки, которым нужно похитить овцу.

Святый Григорий, видя, что воины приближаются и что нельзя бежать и укрыться от них, воздел руки свои к небу, вручая себя защите Божией, и диакону своему повелел сделать то же. Оба стояли с простертыми дланями и молились: а воины по всей горе прилежно искали святого, и не нашли, ибо не могли его видеть даже и тогда, когда несколько раз проходили мимо. После многих поисков, они возвратились без успеха и, сходя с горы, говорили тому, кто их привел:

- Никого не нашли мы на этой горе, только видели два дерева, стоящие неподалеку одно от другого.

А тот, поняв, что здесь было чудо, оставив их, сам пошел на гору и, найдя святого с диаконом, стоящих на молитве, припал к ногам Григория, высказывая желание быть христианином, чего и сподобился, и из гонителя сделался рабом Христовым и стал скрываться с прочими христианами".



При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна




Яндекс.Метрика