Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Старец Паисий Святогорец

О духовных законах


Как действуют духовные законы

Геронда, какие законы называются духовными?

— Я тебе объясню. Подобно тому как существуют законы природы, так и в жизни духовной существуют законы духовные. Предположим, человек бросает вверх тяжёлый предмет. Чем с большей силой и чем выше он его подбросит, тем с большей силой предмет упадёт вниз и разобьётся. Это природный естественный закон. А в жизни духовной, чем выше человек поднимается от своей гордости, тем сильнее будет его духовное падение, и в соответствии с высотой своей гордыни он разобьётся [духовно]. Ведь гордец поднимается вверх до какого-то предела, а потом падает и терпит полную неудачу. "Вознося́йся смири́тся" (Лк. 18, 14; Мф. 23, 12.). Это закон духовный.

Однако между естественными и духовными законами есть значительная разница. Естественные законы "несердобольны" и человек не может их изменить. А вот законы духовные "сердобольны", и человек изменить их может. Потому что [в случае с духовными законами] он имеет дело со своим Творцом и Создателем — с Многомилостивым Богом. То есть быстро осознав, как "высоко" он залетел от своей гордости, человек скажет: "Боже мой, у меня нет ничего своего, и я ещё горжусь?! Прости меня!" — и сразу же бережные руки Бога подхватывают этого человека и нежно опускают его вниз, так что его падение остаётся незаметным. Таким образом человек не сокрушается от падения, потому что ему предшествовало сердечное сокрушение и внутреннее покаяние.

То же самое происходит и в случае с Евангельским законом: "Вси́ бо прие́мшие но́ж ноже́м поги́бнут" (ср. Мф. 26, 52). То есть если я ударю кого-то мечом, то по духовному закону я должен расплатиться за это тем, что мечом ударят меня самого. Однако если я осознаю свой грех, если меня "бьёт мечом" собственная совесть и я прошу у Бога прощения, то духовные законы прекращают действовать, и я, подобно целебному бальзаму, приемлю от Бога Его любовь.

То есть в глубине судов Божиих — а Его суды это бездна — мы видим, что Бог "меняется" тогда, когда меняются люди. Если непослушный ребёнок берётся за ум, кается и его мучает совесть, то отец с любовью ласкает и утешает его. Человек может изменить решение Бога! Это дело нешуточное. Ты совершаешь зло? Бог даёт тебе по затылку - Говоришь "согреших"? Он подаёт тебе Свои благословения.

Благородные дети Бога

Некоторые люди покаялись в своём грехе, и Бог их простил. Духовные законы действовать прекратили, но, несмотря на это, люди своего греха не забывают. Они настоятельно просят у Бога быть наказанными за свой грех в сей жизни — чтобы за него расплатиться. И поскольку они на этом настаивают, Благий Бог исполняет их любочестные прошения. Однако в Своей Небесной сберегательной кассе, в Раю сберегает им мзду и те духовные проценты, которые по ней накапливаются. Такие люди — благородные дети Бога, Его самые любочестные дети.

В книге "Луг духовный" [Блаженный Иоанн Мосх. Луг духовный] рассказывается об Авве Пимене, который был пастухом. Однажды его посетил человек и попросил, чтобы Авва принял его на ночлег в своей келье. Не имея особого места для гостей, Авва поместил посетителя там, где проводил ночи, а сам пошёл ночевать в одну из пещер. Утром, когда он возвратился в келью, посетитель спросил его: "Как ты провёл ночь, Авва, не замёрз ли ты?" — "Нет, — ответил Авва Пимен, — я провел ночь хорошо. Я залез в одну пещеру и увидел в ней спящего льва Я тоже прилёг и спиной прислонился к его гриве. От львиного дыхания в пещере было жарко, как в печке, и я не замёрз". — "Ты не испугался, что лев тебя съест?" — "Нет, — ответил Авва, — не испугался, но знай, что меня сожрут дикие звери". — "Откуда ты это знаешь?" — "В миру я был пастухом, — ответил Авва. — Однажды я пас свое стадо, и мои псы растерзали одного человека, который проходил мимо. Я мог спасти этого человека, но проявил равнодушие. С того времени я постоянно прошу Бога, чтобы меня сожрали дикие звери. И я верю, что Бог окажет мне эту милость". Действительно, этого Авву сожрали звери. Однако в жизни иной такие люди будут находиться в самом избранном месте.

— Геронда, в комментариях к одной святоотеческой книге я читала, что когда человек совершает грех, он должен быть наказан, для того чтобы расплатиться за соделанное им зло.

— Нет, это не так. Если человек кается, то он не наказывается: его милует Христос. К комментариям святоотеческих текстов надо быть очень внимательным, потому что какой-нибудь "комментатор" может быть неплохим человеком, но его толкования могут быть неправильными. Если ты не уверен, что составитель комментариев толкует всё правильно, то лучше читать только святоотеческий текст. Мне один человек сказал, что Пророка Исайю распилили деревянной пилой, потому что он должен был быть распилен за грехи людей. Тогда как на самом деле Пророк сам просил Бога, чтобы его распилили за грехи народа, и эта великая любовь Пророка к людям приклонила Бога на просимое. Но сколько раз провели пилой по телу Пророка, столько венцов и дал ему Бог. Для того чтобы понимать какие-то вещи, необходимо иметь определённые предпосылки, что-то знать. Вот Авва Пимен, о котором я рассказывал, мог бы понять Пророка Исаию, хотя с ними произошло не одно и то же, потому что в случае с Пророком Исайей присутствовала жертва за людей.

— Геронда, а в нашу эпоху встречаются подобные случаи?

— Да, конечно. Помню один случай, происшедший, когда я жил в монастыре Филофей. Один человек сжёг в печи турка, который зарезал его отца. Потом он покаялся, пришел на Святую Гору, стал монахом и с усердием принялся за исполнение монашеских подвигов. Однако денно и нощно он просил Бога, чтобы Тот попустил ему сгореть. Однажды в монастыре вспыхнул пожар. Я в то время был келарем. Я наполнил водой вёдра, другие ёмкости, и все мы побежали тушить пожар. А когда мы потушили пожар, то нашли этого монаха сгоревшим. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами... Что же произошло? Монаху, о котором идёт речь, исполнилось тогда восемьдесят пять лет. За ним ухаживал другой монах, тому было семьдесят пять. В тот день монах, ухаживавший за больным, желая хоть немножко облегчить его боль от ревматизма, натёр его ноги керосином и, укутав, уложил старика возле горящего очага. От каштановых дров выскочил горящий уголек. Он попал на ноги укутанного монаха, они загорелись, он сгорел сам, и в монастыре случился пожар. Я очень расстроился из-за происшедшего и не мог успокоиться! Потом духовник сказал мне: "Не расстраивайся. Он сам просил у Бога этого, чтобы загладить свой грех. Происшедшее было даром Божиим".

Духовные законы и любовь Божия

— Геронда, духовные законы всегда действуют сразу?

— Бывает по-всякому. Часто остается только удивляться! Кто-то, стоит ему чуть-чуть возгордиться, сразу же терпит полную неудачу, то есть духовный закон действует молниеносно. К примеру, монахиня моет стёкла и ей приходит гордый помысл о том, что она моет их лучше, чем другая сестра. Тут же она на что-то отвлекается [ — неудачное движение] — и стекло лопается. А в других случаях духовные законы действуют не сразу.

— Геронда, а когда духовные законы действуют сразу, что это значит?

— Это хороший признак. В таких случаях человек должен понять, что любовь Божия его покрывает, потому что он расплачивается за [каждую из своих ошибок] в отдельности, а не платит за всё вместе [впоследствии]. Однако, если по отношению к человеку духовные законы не действуют, это опасно. Это показывает, что человек — ребёнок, удалившийся от своего Отца — Бога, что он не живёт в Его доме. Есть люди, которые постоянно ведут себя с гордостью и с ними ничего не происходит. Это значит, что их гордыня столь велика, что перестала быть человеческой. Она дошла до своей высшей степени — до бесовской гордыни, до [сатанинского] превозношения. Такой человек тоже падает, но уже с другой стороны вершины. Падает прямо в ад. Он падает люциферическим падением, но те, кто находится по эту сторону вершины, его падения не видят. То есть люди, о которых идёт речь, не попадают под действие духовного закона в жизни сей, но по отношению к ним действует апостольское изречение: "Лука́вии же челове́цы и чароде́е преуспе́ют на го́ршее, прельща́юще и прелъща́еми" (2 Тим. 3, 13).

— Геронда, а может ли творение человеческих рук портиться от того, что им любуется тот, кто его создал?

— Да, потому что вступают в действие духовные законы. Бог забирает от кого-то Свою благодать и человек портит эту вещь, произведение искусства или тому подобное. Это происходит для того, чтобы пришел в чувство и разумение тот, кто возгордился творением собственных рук.

— Геронда, то есть если кто-то портит нечто, сделанное другим, это значит, что вступили в действие духовные законы?

— Да, конечно.

— А разве не может быть такого, что человек портит что-то просто по неаккуратности или неумению?

— Такие случаи редки. Поэтому, насколько возможно, живите смиренно. Думайте о том, что у нас нет ничего своего. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Всё, что у нас — Божие. Наши — только грехи. Если мы не будем смиряться, то духовные законы будут вступать в действие по отношению к нам постоянно, до тех пор, пока не сокрушится наш эгоизм. И пусть — пусть Бог устраивает всё так и смиряет нас до тех пор, пока нас не застанет смерть.

— Геронда, а может ли человек не понимать того, что по отношению к нему вступили в действие духовные законы?

— Если человек не следит за собой, то он не понимает ничего и ни от чего не получает помощь. Ничто не идёт ему на пользу.

— Геронда, то есть духовные законы прекращают действовать только в том случае, когда человек смирится?

— Да, главным образом, они прекращают действовать от смирения или в том случае, когда с человека нечего спросить. Я приведу тебе пример. Одна женщина постоянно била своего мужа, и он никому ничего не говорил, потому что был учителем и боялся потерять свою репутацию. Однако в его случае вступили в действие духовные законы. Будучи маленьким, он потерял отца, и его мать-вдова на свою маленькую пенсию старалась выучить его, чтобы он стал учителем. А он вместо благодарности её бил. Что же перенесла эта несчастная мать! И вот, когда он вырос и женился, Бог попустил, что его стала бить жена. Бог попустил это для того, чтобы он расплатился за свой грех. Но знаете, что произошло после? Этот человек умер, и его сын начал бить его вдову — свою мать. Таким образом и она расплатилась за свой грех. Потом их сын тоже вырос и женился. У девушки, а которой он женился, было не всё в порядке с головой. Она не просто била его, но при этом ещё и пела "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ"! Видите, как всё устроил Бог, чтобы этот человек тоже расплатился за свои грехи? Однако на этом духовные законы своё действие прекратили, потому что с его несчастной [сумасшедшей] жены было нечего спрашивать.

Геронда, а если человек совершает падение и скорбит об этом, то расплачивается ли он подобным образом за свои духовные долги?

— Он осознает свой долг [Богу] или скорбит эгоистично? Если он осознает свой долг, то платить за своё падение уже не будет. Однако если он своего долга не осознает, то Бог попустит и расплату. К примеру, христианин должен подавать другим милостыню. Если жестокосердный человек милостыню не даёт, но копит и копит деньги, то к нему забираются грабители, избивают его, забирают его деньги и таким образом он расплачивается за свою ошибку. Если мы имеем [духовные] долги и не расплачиваемся за них в жизни сей, то это очень плохой знак. Это значит — Бог нас оставил. А если человек не несёт никаких наказаний и принимает лишь благословения, то, видимо, он совершил что-то доброе и за это доброе Христос платит ему в сей жизни — вдвойне и втройне. Однако за свои ошибки такой человек не расплачивается. И это тоже плохо. Предположим, я совершил что-то доброе на десять процентов, а Христос воздаёт мне за это на двадцать процентов, и я не имею ни скорбей, ни расстройства. Но в этом случае я не расплачиваюсь за свои грехи.

Как говорит Святой Исаак Сирин, несчастья в этой жизни уменьшают адскую муку [1]. То есть в подобном случае по отношению к человеку вступают в действие духовные законы, исчезает какая-то часть адских мучении.





[1] В русском переводе С.И. Соболевского: "Наказуемый здесь за свой срам вкушает своей геены". Иже во святых отца нашего Исаака Сириянина. Слова подвижнические. М. 1993. С. 365.








Яндекс.Метрика