Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus







Училище благочестия

О тайном чтении молитв евхаристии


Священник «отверзает уста пред Богом и, один собеседуя с Ним… 
втайне изрекает перед Богом тайны».  
Св. Герман Константинопольский   

"Тайные молитвы составляют большую часть молитв, читаемых священником в литургии… На чем основан обычай тайного моления? Понятно, почему не вслух, а тайно нужно читать молитвы, составляющие чин освящения святых Даров в литургии верных: сей тайны требует от служителей алтаря самое содержание этих молитв, высокое и таинственное, и справедливое опасение, что чтению их во всеуслышание не все из предстоящих могли бы внимать с надлежащим благоговением, а другие, пожалуй, запомнив слышанное, сделали бы из того легкомысленное употребление вне храма. 

Император Юстиниан в начале VI века издал было указ, чтобы все епископы и пресвитеры не в молчании, а с возглашением, в услышание православного народа, совершали божественное возношение (Новел. 137, гл. 6). Но последствия показали, как непригоден быль такой указ. Случилось, что некоторые дети, играя в поле, повторяли слышанный ими чин евхаристии, и огнь, упавший с неба, истребил предложенное на камне и самый камень, так что не осталось и следа того и другого. Блаженный Иоанн Мосх, живший немного позже Юстиниана и описавший этот случай в своем Лимонаре (гл. 196), свидетельствует, что рассказ об этом случае он слышал от префекта той области, где происходило событие, и прибавляет, что он сам видел в обители иноком одного из тех, которые в детстве совершили подражание чину евхаристии. 

Таким образом, тайное чтение священником молитв евхаристии, вероятно, имеет целью предотвратить подобные случаи".

(Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь)


О событиях, вследствие которых положено тайное чтение молитв евхаристии, рассказывает блаженный Иоанн Мосх в своей книге «Луг духовный»:

Об одном из братии монастыря Хузива и о силе слов св. возношения

Авва Григорий, из схолариев (один из императорских телохранителей), рассказал нам следующее: в монастыре Хузив был один брат, хорошо знавший чин св. возношения. Однажды он был послан за хлебами для литургии. На обратном пути в монастырь он совершал над ними молитвы возношения по чиноположению. А затем диаконы эти самые хлебы на дискосе возложили на св. престол. Св. возношение должен был совершать авва Иоанн, по прозванию Хозевит, бывший тогда пресвитером а потом — епископом Кесарии палестинской. И вот он не замечает, чтобы Дух Святый освятил их, как замечал это прежде. Сильно опечалился старец при мысли, не оскорбил ли он каким-либо грехом Св. Духа, Который и отступил от него. Придя в диаконикон, он залился слезами и пал на лице свое. И явился ему ангел Господень, возвещая, что с той поры, как брат, принесший эти хлебы, на пути произнес над ними слова св. возношения, они уже освящены и вполне уготованы. И с того времени старец установил правило, чтобы никто из нерукоположенных не заучивал слов св. возношения, — тем более не произносил их, как случится, не разбирая времени и вне освященного места.

Чудо происшедшее с детьми в Апамее, произнесшими во время игры слова св. возношения

Бывший начальник африканской провинции Георгий, человек христолюбивый, чтивший иноков и нищелюбец, сорадовавшийся всему доброму и богоугодному, рассказал нам: "на моей родине — он был родом из Апамеи, второй сирийской провинции, из города Торакса — есть местечко, лежащее в сорока милях от города, называемое Гонаг. В окрестностях селения, на расстоянии одной мили, дети пасли скот. Однажды дети, как это обыкновенно бывает в их возрасте, вздумали поиграть. Разыгравшись, они вдруг решили: "давайте устроим собрание и отслужим обедню". Все тотчас согласились, поставили одного в чине священника, двух других произвели во диаконы. Нашли один гладкий камень и начали игру: на камне, как на жертвеннике, положили хлеб и в глиняном кувшине вино. Священник стал пред жертвенником, а диаконы — по сторонам. Священник произносил молитвы св. возношения, а диаконы махали поясами, будто рипидами. Во священники избран был такой, который хорошо знал слова молитвы, так как в церкви вошел в употребление обычай, чтобы дети во время литургии стояли пред святилищем и первые, после духовенства, причащались св. Таин. В иных местах священники имеют обычай громко произносить молитвы св. возношения, почему, часто слыша, дети могли знать их наизусть.

Когда все было устроено по церковному чину, прежде чем приступить к раздроблению хлеба — вдруг огонь ниспал с неба, пожрал все предложенное и совершенно испепелил самый камень, так что не осталось никакого следа ни от камня, ни от того, что приносилось на нем. При виде неожиданного явления дети в страхе замертво попадали на землю и не могли ни встать, ни закричать. Так как они не вернулись в обычное время домой — они без чувств все еще лежали на земле — родители отправились из селения узнать о причине их необычного отсутствия. После розысков они нашли их распростертыми на земле. Дети не узнавали своих родителей и ничего не отвечали на расспросы. Увидав их без чувств, родители взяли детей, каждый своего, и отвели домой. Все были в крайнем изумлении, видя детей в таком состоянии. Да и узнать что-либо нельзя было, вследствие бессознательного состояния детей. В течение целого дня их принимались не один раз спрашивать, но не добились никакого ответа. Весь день и ночь прошли в полной неизвестности относительно случившегося. Только на другой день дети понемногу стали приходить в сознание и рассказали, что они делали и что случилось. Тогда родители взяли детей и, пригласив важнейших жителей селения, пошли на место происшествия, где совершилось изумительное чудо. Там заметны еще были следы ниспавшего огня.

Все, кто только слышал о происшествии и убедился своими глазами в достоверности его, поспешили в город и обо всем по порядку рассказали епископу. Епископ, удивляясь важности полученных сведений, отправился со всем клиром на место происшествия. Выслушав от детей еще раз рассказ обо всем и увидав следы небесного огня, епископ назначил детей в иноки и на самом месте устроил знаменитый монастырь. Над местом, куда ниспал огонь, был устроен храм и поставлен св. жертвенник".

Господин Георгий прибавил к своему рассказу, что в этом монастыре он видел одного из мальчиков. Вот о каком дивном и небесном знамении рассказал нам христолюбец Георгий!



При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна





Яндекс.Метрика