Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus







Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин

Новая скрижаль

или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных

О постах

§ 1. Пост четыредесятницы есть пост Великий
§ 2. Содержание седмиц: фарисея, блуднаго и сырной
§ 3. Для чего учреждена пред великим постом сырная седмица
§ 4. Причины четыредесятницы
§ 5. Первое исчиление дней черыдесятницы, употребляемое на Востоке
§ 6. Суббота Лазарева, неделя Ваий и страстная неделя не причисляются к четыредесятнице
§ 7. Второе исчисление четыредесятницы, употребляемое на Востоке
§ 8
§ 9. Третье исчисление римлян
§ 10. Почему учреждены посты: Петров, успенский и рождественский
§ 11. Посты бывают в среды и в пятки
§ 12. Разрешается пост в среды и пятки от дня Рождества до дня Богоявления
§ 13. Разрешается пост на фарисеевой седмице
§ 14. Разрешается пост на сырной седмице
§ 15. Разрешается пост на светлой седмице
§ 16. Разрешается пост в неделю по пятидесятнице
§ 17. Разрешаются в среды и пятки праздничные

О святой и Великой четыредесятнице

§ 1

Пост четыредесятницы есть пост Великий

Пост четыредесятницы велик по воздержанию, по величию предшествующего времени и по сравнению с другими постами. В это время постятся семь недель, и сверх того три предшествующие недели приготовляются ко вступлению в сию великую четыредесятницу. Ибо во все эти предшествующия седмицы служба исполняется приличная посту. Во второй из сих седмиц перестаем вкушать мясо, потому она и называется <мясопустною. С начала третьей, по запрещении мяса, до конца её употребляют одни яйца и сырную пищу, а после и это запрещается; поэтому эта неделя и называется сырною и сыропустною. По прошествии же этих трех недель, с первого дня, то есть с понедельника, начинается настоящий пост. Ибо или вовсе ничего не едят, или едят только однажды в день, и то к вечеру; и между тем воздерживаются до самой Пасхи от употребления рыбы и елея, исключая праздников Благовещения и Ваий, и ни по каким причинам не разрешают на оныя. Впрочем, некоторые употребляют раков и других черепокожных животных, как отличных от рыбы и своею жестокостию изнуряющих желудок; дозволяется также употреблять небольшую часть вина и елея, в субботу и в воскресный день.

Пост разрешается в постные субботы и воскресный день

Притом в эти два дня, в которые несколько ослабляется пост, не соблюдается правило – вкушать пищу однажды в день под вечер, исключая великой субботы, но едим дважды в день – и вечером и в полдень, соблюдая 62 правило апостольское: в неделю и в субботу постяйся, кроме единыя, т.е. великия и страстныя, извержен. Но некоторые постники довольствуются только сухоядением и питием воды, и в таком воздержании проводят весь пост четыредесятницы. Ежели все это сравнить с другими постами, то можно видеть, что этот пост заслуживает названия великой четыредесятницы.

Различие четырех постов

Ибо пост, учрежденный в честь апостолов и непосредственно наступающий после пятидесятницы и хранимый до их праздника, всегда имеет неровное число дней; и притом не столько строг, потому что тогда строго не запрещается употребление елея и рыбы. Второй пост от 1-го августа до дня Успения Пресвятой Богородицы, установленный для оказания Ей благоговения и усердия, весьма непродолжителен. Наконец пост пред Рождеством Христовым хотя и всегда продолжается сорок дней, как и великая четыредесятница, но воздержание во время его не так строго, как в великую четыредесятницу. Вот почему пост св. и великой четыредесятницы, как своею долговременностию, так и строгостию, выше других постов, хотя одна цель и один плод всех вообще постов, это – духовное обновление нашей души, приобретаемое чрез причащение на священное трапезе святаго тела и крови Христовой. Ибо в каждые четыре поста приобщаются обыкновенно и святых таин. Такова важность великаго поста или св. великия четыредесяницы.

§ 2

Содержание седмиц: фарисея, блуднаго и сырной

Выше сказано было, что в три седмицы мы приготовляемся к великой четыредесятнице; причину сего, равно и то, что всякая из этих седмиц содержит в себе, Симеон Солунский в 56 ответе к митрополиту пентапольскому объясняет так: «сначала отцы в честь Св. Троицы очищают душу в продолжение трех седмиц, в которой возвещаются евангельские глаголы, призывающие нас к покаянию и очищению. Ибо примером мытаря и фарисея (Евангелие) учить не возноситься подвигами, но смиряться и таким образом спасаться; притчею о блудном сыне – не отчаиваться, но обращаться с исповеданием к благому Отцу человеколюбцу; воспоминанием второго пришествия Спасителя нашего внушают нам страх неумытнаго Его судилища и помилование чрез милость к убогим; наконец, чрез воспоминание изгнания Адамова, которое случилось из-за пищи и сластолюбия, возбуждают нас к посту. А потому пред постом отцы учредили быть не мясопустной седмице, но сыропустной, которую и называют предпразднственною в отношении к посту: ибо на ней положили петь трипеснцы и самогласны,  как и во св. четыредесятницу; в два дни этой недели, т.е. в среду и пяток, повелели читать пророческие изречения и поучения богоподобнаго Василия о посте».

§ 3

Для чего учреждена пред великим постом сырная седмица

От кого и для чего учреждена сырная седмица? Или для чего в сию седмицу воспрещается мясоядение, а дозволяется вкушать только яйца и одни сырныя яства? Об этом повествуется вот что: царь Ираклий дал обет Богу, - если Он укрепит его против Хозроя, царя персидскаго, с которым он воевал шесть лет, воспретить употребление мяса на этой неделе, хотя прежде на ней оно и было употребляемо; таким образом он узаконил вкушать одни только сырныя и молочныя яства и установил ее между постом и мясоедом. Хотя это учреждение первоначально и от этого последовало, но святые отцы впоследствии заблагорассудили установить это навсегда для некоего предочищения, чтобы мы не тяготились, переходя вдруг от многоядения и мяса к чрезвычайному посту и чтобы не повредилось наше здоровье, но чтобы тихо и мало-помалу отвыкали от сытных яств и чрез отнятие этих снедей, как кони не крепко занузданные, кротко приняли бразды поста. И таким образом они, позаботясь о душе, искусно распорядились и с телом, отсекая мало-помалу всякия препятствия к посту. О семь смотри в синаксаре на субботу сыропустную.

§ 4

Причины четыредесятницы

Святая и великая четыредесятница существует со времен апостольских, как видно из 69 правила апостольского, в котором сказано: «аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец четыредесять дней (великий пост) не постится, да извержен будет: аще же мирский человек не постится, да отлучится». Хотя в сем апостольском правиле причина установления четыредесятницы и не объяснена, но св. Климент, преемник апостольский, в Постановлениях апостольских, книга 5, Кл. 12, представляет от себя такую причину: «после праздника Богоявления Господня нам надлежит соблюдать пост четыредесятницы, которая служит воспоминанием жизни Христовой и закона». Посему и Матфей Властарь, под буквой Н, гл. 4, в толковании на показанное апостольское правило, так говорит: «69 правило апостольское повелевает верным сорок дней пред святою Пасхою проводить в посте и воздержании со всяким тщанием, приводя на память те дни, в которые Господь, укрепившись постом, как человек, победил нашего противника. Симеон Солунский на вопрос 52: какой пост Господень? и почему так называется четыредесятница, когда имеет больше сорока дней, и в каком смысле она есть десятина, и как мы приносим десятину дней? В ответе на это, приводя прежнюю причину, говорить и о другой, именно об одесятствовании, или десятине года нашей жизни. «Мы, пишет он, постимся тот пост, который постился Господь, то есть называемый святою и великою четыредесятницею, для очищения нашего, освящения и как начаток и десятину года лета жизни нашей. Итак этот пост продолжается одинаковое число дней, как и пост Господа нашего, то есть сорок, а за ним одна седмица в память страстей Его. Но Он постился не потому, что Ему пост был нужен; ибо для чего он безгрешному? Но постился ради нас. Он сделал это, дабы дать нам пример поста, чтобы уничтожить Адамово преступление и исправить постом поврежденное чрез невоздержание и чревонеистовство. Потому-то и святые хранили пост – для разрушения клятвы, особенно Моисей, Илия, Даниил и многие другие; потому это высокое дело соблюдалось и апостолами, и иерархами, и преподобными. Посему, по образу поста Спасителя, и нам он дан для разрушения пожеланий чрева, для очищения нашего и возстания. Вот почему, в конце этого поста, нам является не смерть, но возстание безгрешно жившаго, постившагося, за нас умершаго, и нас совоздвигшаго с Собою».

§ 5

Первое исчиление дней черыдесятницы, употребляемое на Востоке

Должно знать, в который день начинается четыредесятница и в который кончается. Первое исчисление ея есть следующее: Симеон Солунский началом четыредесятницы полагает понедельник первой великопостной седмицы, а окончанием пяток шестой седмицы, пред Лазаревою субботою, и потому в том же ответе пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни. Ибо и в эти дни поступаем по уставу, едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ римский в постановлениях, как выше было сказано; это предали и все отцы. Божественный же Савва и Иоанн Дамаскин в иерусалимском уставе, и исповедники, братья Иосиф Солунский и Феодорь Студит, написав на дни св. четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь: «душеполезную совершивше четыредесятницу»».

§ 6

Суббота Лазарева, неделя Ваий и страстная неделя не причисляются к четыредесятнице

Суббота Лазарева, неделя Baий и вся страстная седмица, хотя и постная, но не полагаются в числе дней четыредесятницы. Симеон Солунский в том же ответе пишет: „воскресение Лазарево и праздник Baий празднуем, как особенные праздники, также отделяем от четыредесяти дней поста святую седмицу спасительных страстей Господних, ради святейших Господних страстей, которые Он претерпел за нас, даруя нам бесстрастие, и торжествуем радуясь возстанию Его". Это также написано, как мы сказали, и в Постановлениях; тоже доказывают и песни отцев и древнее предание. А потому 49 правило собора Лаодикийскаго, отделяя таким же образом страстную седмицу от четыредесятницы, повелевает поститься во всю страстную, как и в четыредесятницу, особо: „четыредесятъ дней великаго поста, такожде и все дни великия недели спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, яже глаголется страстная неделя, в посте и молитве и во умилении сердца совершати". Матфей Властарь под буквою Т, гл. 5, страстную седмицу также отделяет от четыредесятницы, и как той, так и другой, приписывает особливыя знаменования. Еще и другим образом можно судить об установлении сего поста. Нам повелевается совершать пост сорока-осьмидневный. Сорок во образ поста Господня, которым Он, укрепившись по естеству человеческому, победил нашего врага; следующие потом дни — из благоговения и в воспоминание Его спасительных и святых страданий. Ибо воздержание в эти дни воспламеняет дух наш и возводит нас к осьмому, неразрушимому дню, делая нас сынами света, показывающими любовь к Богу, приличную чадам. А сорок дней являют нас победителями страстей, отвлекают от тела и от земных вожделений, искореняют тот рабский страх, который, подобно мучителю, терзает нашу совесть, заставляет воспоминать согрешения и достойныя за них наказания, как сказано: «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч, гл. 15. ст. 27).

§ 7

Второе исчисление четыредесятницы, употребляемое на Востоке

Второе исчисление дней четыредесятницы, употребляемое в восточной же церкви, отлично от перваго. Авва Дорофей, в поучении о постах, приложенном в книге Ефрема Сирина, четыредесятницу разделяет на два отдела: 1) по образу поста Христова, он сорок дней берет не из одних шести постных недель сряду, но исключает все субботы и воскресные дни частию из сырной, частию из страстной недели, и таким образом сорок дней составляет из восьми недель; 2) в число десятины всего года он полагает 36 дней с половиною, начиная с понедельника первой недели до самой Пасхи, или до самого того часа, когда Христос возстал из гроба, с исключением также из первых шести недель всех суббот и воскресных дней. В доказательство сего приведем здесь слова его из книги Ефрема: „в закон, пишет он, Господь повелел «сыновом Израилевым, да на коеждо лето одесятствуют вся, елика аще притяжут»; и делая это, они благословлены были во всех делах своих. Зная это, святые апостолы заблагорассудили на помощь и благодеяние душам нашим передать нам нечто большее и высочайшее, то есть отделить десятую часть всей жизни нашей и посвятить ее Богу, дабы мы благословенны были в делах наших и очищали грехи свои, сделанные в течении каждого года. Посему они и положили от трех сот шестидесяти пяти дней года освятить эти семь недель; таким образом и отделили их. Но отцы после рассудили прибавить к ним еще одну неделю (сырную) отчасти для того, чтобы в ней научиться и как бы приготовиться нам к трудам поста, а отчасти — и почитая число постных дней, которые постился Господь наш. Ибо из восьми недель, с исключением суббот и недель, составится число сорок (не считая здесь и поста святой великой субботы, которая отдельно почитается, как самая священная и одна постная из всех суббот в году). А в семи неделях, кроме суббот и недель, тридцать пять дней; приложивши пост святой великой субботы и половину светлой и светоносной ночи, получим тридцать шесть дней и полдня, что и составить десятую часть триста шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая часть трехсот есть — тридцать, шестидесяти — шесть, пяти дней — полдня, и так и будет тридцать шесть дней с половиною. Это есть десятина, так сказать, всего года, десятина, которую освятили святые апостолы для покаяния и очищения, как я сказал, грехов всего года".

§ 8

Но почему отцы одной и той же восточной церкви и веры — авва Дорофей и Симеон Солунский так различаются в исчислении четыредесятницы? Для уразумения этого различия надобно знать следующее: 1) святый Савва, скончавшийся в 432 году, составил в пользу своей лавры устав служб церковных, состоящий из 59 глав, который тогда же и принят был во всех церквах Иерусалимских, но спустя немного времени, от частаго нашествия на Иерусалимскую страну варваров, был искажен и наконец вовсе истреблен. Святый Иоанн Дамаскин, переселившийся из Дамаска в ту же лавру и скончавшийся в 760 году, с великим старанием собрал этот устав и по приведении в порядок предал всем церквям. О сем и Симеон Солунский упоминает, как сказано было выше § 5, и как показано будет далее § 10, и в следующей 10 гл. (в § 5 и 8). Авва же (архимандрит) Дорофей, живший после Саввы ёще до времен св. Иоанна Дамаскина, то есть в первых годах седьмого столетия, или последовал прежнему Иерусалимскому уставу, или по истреблении онаго, сам так или иначе, как выше было сказано, располагал по произволу четыредесятницу. Но Симеон Солунский, живший в 15 столетии (как показано здесь в предисловии), и уже по утверждении нового Иоаннова устава во всех церквах, не мог иначе считать 40 дней в четыредесятнице, как с понедельника первой до пятка шестой седмицы по новому уставу, определенному св. Иоанном Дамаскиным, подобно и другим писателям, как например Иосифу и Феодору Студиту, которые тот же пяток заключили окончательною стихирою и положили петь: «душеполезную совершивше четыредесятницу». Вот почему тот же Симеон Солунский Лазаревой субботы, недели Ваий и всей страстной седмицы не причислял к сорока дням четыредесятницы и не включал их в число десятин всего года, но, руководствуясь 49 правилом собора Лаодикийскаго, отделил особо, как сказано было выше (в § 6). 2) Так как в повторении: «Господи, помилуй» 40 раз, заключается также десятина всего года или лета, как сказано было в этой части гл. 2, то подобно сему и при исчислении четыредесятницы десятина дней всего года должна состоять не из 36 с половиною дней, но из всех сорока. Отсюда ясно, что все различия того и другого писателя, то есть аввы Дорофея и Симеона Солунскаго касательно исчисления четыредесятницы, не заключают в себе существеннаго противоречия, а потому всякий может верить тому или другому мнению, только мы этот святой и великий пост, установленный как во образе поста Христова, так и в десятину дней от всего года, все обязуемся делом исполнить однообразно, по уставу, от всех принятому.

§ 9

Третье исчисление римлян

Третий счет сорока дней того же великого поста у римлян совершенно отличен от счета восточных. Ибо они свою четыредесятницу начинают со среды первой недели и кончают в пяток страстной недели, исключая все воскресные дни. И потому как римляне, так и все неправославные, от них происшедшие, не постятся в первые два дня, то есть в понедельник и во вторник первой недели поста, но едят тоже и делают тоже, что и мы едим и делаем на сырной неделе. Такое исчисление римлян Симеон Солунский в ответе своем на тот же 52 вопрос так объясняет: „но латиняне и здесь отступают, разрешая вопреки правилу в два дня святаго поста (в понедельник и во вторник первой недели) на все, и тем оскверняют всю четыредесятницу. Кроме воскресных дней, они считают сорок дней до великой субботы, и у них нет ни одного постнаго дня в память честных страстей Господних, и четыредесятницы не знают, ибо в воскресные дни они также не вкушают ни мяса, ни сыра. Некоторых из них мы спросили: какой пост держите для спасительных страстей? Они не могли отвечать на это. И еще спросили: так как вы сорок дней считаете, исключая воскресные дни, то для чего вы в эти воскресные дни издревле, по преданию, поститесь? Но они опять безмолвствовали. Для узнания различая между римским и греческим исчислением, приведем здесь послание Никиты Студита, писанное к латинам: „вы, пишет он, привыкли совершать совершенное приношение литургии во все святые дни великаго поста. Но начиная и совершая литургию в третий час дня (по полуночи в девятый), в который, положим, можно совершать священнодействие, каким образом соблюдаете пост до девятаго часа (до 3-го по полудни), если разрешаете его по совершении литургии? Очевидно, не соблюдаете вовсе. А если, таким образом, поста вы не соблюдаете, то сами же себя подвергаете анафеме, положенной в правилах. Мы же, повинуясь правилам, совершаем литургию в субботу и в воскресный день, в третий час дня (в девятый по полуночи), в который Дух Святый сошел на учеников, и на этой литургии освящаем святые дары, и освященных даров приготовляем столько, чтобы достаточно было на целую неделю. В прочие дни седмицы, в девятый час дня (в третий по полудни), в который дневные часы приходят к окончанию и в который начинается вечернее пение, священники с дьяконами творят вход с кадилом; после прочтения пророческих паримий, читают установленные святым Григорием Двоесловом молитвы и переносят св. дары из предложения на св. трапезу. Потом, воспевши преданную Христом Господом молитву (Отче наш), возносят преждеосвященный хлеб, преподают преждеосвященная святая святым и отпускают причастившихся святейших таин Христовых и чаши, воздавши благодарение. Наконец уже за общей трапезой мы принимаем пищу, приготовленную из трав, плодов и воды".

§ 10

Почему учреждены посты: Петров, успенский и рождественский

Сверх сего следует знать, что и другие посты, то есть Петров, успенский и рождественский издревле учреждены по справедливым и важным причинам. У пророка Захарии в гл. 8 ст. 19 сказано: «сице глаголет Господь Вседержитель: пост четвертый, пост пятый и седьмый, и пост десятый будут дому Иyдoвy в радость и веселье, и в праздники благи, и возвеселитеся: и истину и мир возлюбите». Здесь Господь Бог, соответственно четырем временам года, назначил и четыре поста дому Иудову, то есть нам христианам. Ибо мы новый дом Иудов и Господь наш Иисус Христос воплотился из дому Иудова, и верующим во имя Его дал область чадами Его быти, а потому мы и называемся домом Иудовым. И как в году четыре времени года, то есть весна, лето, осень и зима, то и великий пост, то есть святая великая четыредесятница, весною приносится от нас в дар Господу Богу, как десятина всего лета, и это по пророчеству Захарии есть первый пост. Второй пост совершается в то время, когда постились св. апостолы, но сошествии на них Св. Духа, и который у православных называется Петровым, потому что в этот пост мы постимся до дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Не произвольно принимает церковь этот пост. Она подражает св. апостолам, которые по принятии пресвятаго и животворящего Духа, просветившаго и возвеселившаго их духовно, с постом, и молитвою разсеялись из Иерусалима на проповедь Евангелия, как говорит кн. Деяний (гл. 13, ст. 2). И мы, сохраняя сей пост, подражаем им, как учителям и просветителям наших душ, приносим в летнее время дар Господу Богу и причащаемся пречистых Христовых таин во спасение душ и телес наших. — Третий пост, осенью, бывает в честь Успения Божией Матери, в подражание Ей и для выражения любви к Ней; он начинается с перваго дня августа и продолжается до пятнадцатого. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, непрестанно постилась и молилась, о чем говорят и церковные писатели. Посему церковь и установила поститься и готовиться к причащению пречистых таин Христовых до дня памяти Успения Пресвятойя Богородицы. И чрез это как от осенняго времени приносим жертву Господу Богу, благодарим Его за все благодеяния, так и свидетельствуем самым делом истинную любовь к пречистой Деве Богородице. Четвертый пост, зимою пред Рождеством Христовым, соблюдается в воспоминание того, как Сын Божий, по неизглаголанному Своему милосердно к человеческому роду, благоволил соделаться человеком, избавить нас от работы дьяволу, примирить со Отцем и даровать нам Своим пришествием все спасительное. В память этих неизреченных благодеяний Его, святая восточная церковь заповедала сынам своим, пред Рождеством Христовым, как и в другие посты —поститься и причащаться пречистаго тела и крови Христовой. Соблюдая все эти четыре поста, исполняем как вышеизложенное пророчество Захарии о четырех постах, так закон и повеление Божие, — в благодарность Господу за все, посвящать Ему начатки четырех времен года, то есть весны, лета, осени и зимы. Сверх того, благоугождая Богу постом и молитвами, мы с тем вместе противимся врагу душ наших, который, по слову Христову, «ни чимже можешь изыти, токмо молитвою и постом» (Матф. гл. 17, ст. 21). Симеон Солунский в 54 ответе, на вопрос: когда получило начало и кто предал посты четыредесятидневный (пред Рождеством Христовым), св. апостолов и Богородицы? — так говорит: „посты эти (кроме четыредесятницы) учреждены по древнему преданию, как свидетельствует обычай, и суть древния установления; потому что о них упоминает свиток соединения (этот свиток соединения напечатан в Кормчей, лист 253), и Иерусалимский устав, который составлен божественнейшим Саввою и Иоанном богословом из Дамаска. Оба эти отца и учители церкви сложили этот устав; первый после четвертого вселенского собора, а последний между шестым и седьмым. Ибо, когда при нашествии язычников погиб устав божественного Саввы, великий Иоанн возобновил и написал его снова по древнему чину. Всякий из этих постов имеет и особенную мысль. Четыредесятидневный (рождественский) образует пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил закон Божий, начертанный на каменных скрижалях. Мы же, постясь четыредесятъ дней, приемлем живущее Слово, не на скрижалях каменных написанное, но родившееся и воплотившееся от Девы, и приобщаемся Его божественнейшей плоти. Пост апостолов учрежден в честь их, и справедливо: потому что с одной стороны чрез них удостоились мы многих благ, а с другой — они были для нас учителями поста, воздержания и послушания даже до смерти. Притом и по преданию апостольскому, изложенному у Климента, мы после дня сошествия Духа, должны праздновать одну седмицу, а потом поститься для того, чтобы от сытной пищи не расслабеть, но чтобы этим постом научиться почитать предавших его апостолов. Пост в августе (успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святою и всенепорочною, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ея блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ея Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ея и побуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые впрочем говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображены и Успения. И я также считаю необходимым воспоминание обоих этих праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас". Равным образом и Валсамон, в ответе на вопросы Фотия, свидетельствует, что эти три поста, Рождественский, Петров и Успенский, хотя в церкви начались в неизвестное время и по неизвестному преданию, но утверждены одним константипопольским собором. Ибо на этом соборе предложен был вопрос: должно ли соблюдать пост в августе месяце (успенский)? При сем вопросе означен и ответ. Сначала был пост в другое время, но потом, дабы этот пост не сходился с постами языческими, то его и перенесли; а впрочем многие люди и поныне постятся в этот пост. Валсамон на этот вопрос и ответ такое делает объяснение. „О сем посте спрашивали некогда на соборе под председательством державнейшаго и августейшаго нашего императора и в присутствии святейшего патриарха  кира Луки и других архиереев, тут находившихся. Некоторые говорили, что не следует держать поста, вследствие его перенесения (объясненного мною выше). Другие же напротив утверждали так: когда св. собор ясно говорит, что сей пост был некогда, то мы должны его по необходимости соблюдать, хотя и неизвестно, куда и по какому случаю он перенесен. Патриарх и apxиepeи изрекли, что непреложен быти должен пост августа месяца; и в доказательство своего решения указали на свиток соединения (напечатанный в Кормчей), который обязывает троеженцев приобщаться божественных святынь трижды в году, то есть в Пасху, в праздник Успения Пресвятыя Богородицы и в Рождество Господа нашего Ииcyca Христа, ибо пред этими праздниками были посты, после которых cиe таинство было преподаваемо. Так как в то время возникло сомнение и о числе дней сего поста, которое нигде не обозначено, то святейший патриарх сказал, что хотя ни в одном описании не означено количество дней как Успенского поста, так и поста, который соблюдается пред праздником Рождества Христова, но мы должны последовать неписанному церковному преданию и поститься от первого дня августа и от четырнадцатаго дня ноября месяца. Так о сем было рассуждаемо. Но когда я сам рассуждал: откуда и каким образом преданы были  сии  два  поста, то есть  пост Успения Пресвятыя Богородицы и пост Рождества Христа, Бога нашего, равно и еще пост, который учрежден в честь апостолов и праздника Преображения, и должны ли мы соблюдать эти посты, и сколько дней? то пришел к такому заключению: что посты этих четырех праздников должны быть соблюдаемы непреложно. Хотя число дней в них и неодинаково, как в великой четыредесятнице: но перед этими праздниками должны все, монахи и верные, поститься непременно семь дней под опасением отлучения от сообщества православных христиан. Монахи же, побуждаемые уставами своих основателей, должны еще более поститься, то есть от праздника всех святых и от четырнадцатого дня месяца ноября; нехотящих же следовать уставам своих основателей должно принуждать к сему, ибо это дело правое и спасительное".

§ 11

Посты бывают в среды и в пятки

Описавши главные четыре поста в каждом году, нужно сказать и о том: почему мы постимся в среду и пяток каждой седмицы. В 11-м апостольском правиле сказано: «Аще кто не постится и во все лето во всякая среды и пятки, да будет извержен; аще же мирской не постится, да отлучится». Хотя здесь и не  указаны причины поста в эти два дня, но у Климента, в Постановлениях апостольских в книге 7, гл. 24, сказано: „и поститесь в среду и пяток, потому что в среду осужден Господь, Котораго Иуда продал за пенязи; а в пяток потому, что Господь претерпел в оный смерть на кресте, при Понтийском Пилате". Петр Александрийский в 15 правиле приводит те же причины: „В среду постимся по случаю совета, который иудеи составили на Господа, чтобы предать Его; в пятницу — потому что Он пострадал за нас". Те же причины пространнее, с прибавлением падения Адамова, приводит Симеон Солунский в 53 ответе к митрополиту пентапольскому: „В среду и пяток постимся по следующим причинам: в среду потому, что был навет на Спасителя, а в пяток — навет этот исполнился и Христос был распят; в тот же день умер и Адам, прикоснувшись к древу, ибо Господа пригвоздили в пяток в шестом часу, — когда Адам прикоснулся запрещенного древа. В девятый же час Спаситель умер, — в тот самый час, когда Он явился в раю и изрек смертный приговор Адаму: «Земля ecu, и в землю отъидеши» — и Адам сделался смертным".

§ 12

Разрешается пост в среды и пятки от дня Рождества до дня Богоявления

Впрочем, в некоторыя седмицы в году не соблюдаем поста в среды и пятки, разрешаем на все во первых в двенадцать дней от праздника Рождества Христова до дня Богоявления, и это мы делаем не столько для чести этих главных праздников, сколько для отражения некоторой ереси, о которой пишет Иоанн, епископ цитрский.

§ 13

Разрешается пост на фарисеевой седмице

Седмица фарисеева вся мясопустная и на ней разрешаем на мясо в среду и пяток. Должно знать, что в этой седмице разрешение на мясо даже в среду и пяток дозволено не для того, чтобы перед наступлением четыредесятницы мы могли насытиться мясоядения; для этого нужно бы было вовсе запретить мяса, а не разрешать; на это есть другая посторонняя причина, кроме поста, указанная в триоди, на ту же неделю мытаря и фарисея.

§ 14

Разрешается пост на сырной седмице

На сырной седмице в среду и пяток не воздерживаемся от сыра и яиц, но всю седмицу делаем сыроястною. И это установлено не для наступающего поста, но по другой причине, которая изображена в триоди в среду на сырной, в следующих словах: „по повечерии же в среду и пяток сырныя недели едим сыр и яйца, соблюдающе и правило во святых отца нашего Никифора, патриарха константинопольскаго, исповедника, и отвращая предание иаковитское и тетрадитскую ересь. Иаковиты, возникшие в шестом столетии, постились три дня на сырной седмице —вторник, среду и четверток, в воспоминание поста и покаяния ниневитян, и учили тому же и других вопреки общему обычаю всей церкви; тетрадиты, то есть четыренадесятники (11 всел. 7), в среду едят мясо, а на сырной седмице во все дни постятся. Посему святый Никифор в правиле 32, разрешая в те же среды и пятки на сыр и яйца, говорит: „монахи, в каком бы месте ни были, не должны поститься в среду и пяток сыропустной седмицы, и после преждеосвященной есть сыр и яйца, в противность ереси Иакова и тетрадитов". А потому епископ Иоанн в правиле 21, объясняя ересь тетрадитов, говорит: „тетрадиты всю сырную неделю содержат великий пост. В опровержение их, мы разрешаем и в постные дни на то же, на что и в скоромные".

§ 15

Разрешается пост на светлой седмице

А особенно разрешаем на вся яства в среду и пяток на светлой седмице, подобно как и в прочие ея дни. Хотя всякий может догадаться о причине этого и искать ее в настоящем празднике, в честь которого веселимся, разрешая на все; но обстоятельнее объясняет ее тот же Иоанн епископ, в правиле 18, так: „разрешаем же в среду и пяток новой то есть светлой седмицы — считая как бы всю эту седмицу за один день, и ни чем не меньше воскресного дня; так как она вся есть седмица светлая". Посему и служба на светлой седмице во всякий день на вечернях и утренях совершается такая же, как и в первый день светлого воскресения.

§ 16

Разрешается пост в неделю по пятидесятнице

На неделе по пятидесятнице разрешается в среду и пяток на мясо, не для наступающаго Петрова поста, чтобы нам вступить в него, насытившись мяса, но в честь Святаго Духа, пришествие Котораго праздновали в два дни пред тем, то есть в воскресный день и понедельник, и в честь Его седми даров, как тот же Иоанн епископ в правиле 26 пишет: „разрешаем во всю седмицу по пятидесятнице в честь Святаго Духа, как разрешаем и новую неделю в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый, единочестен Отцу и Сыну и чрез благословение Их устроилось таинство воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания".

§ 17

Разрешаются в среды и пятки праздничные

Когда в среды и пятки случатся великие праздники господские, богородичные и великих и славных святых: в те среды и пятки хотя на мясо и не разрешаем, однако строгость воздержания в долговременности и качестве пищи уменьшается. Об этом тот же Иоанн епископ в правиле 22 и 23 рассуждает так: „после новой недели до пятидесятницы в среды и пятки и даже до девятого часа не храним поста: и если не употребляем сыра и мяса во исполнение апостольского правила, то елей и рыбы приемлем, потому что в эти дни, хотя и творим память Господня распятия и поем приличные распятию тропари, но припеваем с ними и воскресные, подобно как в иное время прилагаем покаянные. То же делаем и в праздник преображения, если он случается в среду, и во все всенародные торжества Богоматери, если придутся в среду или пяток, а равно и честнаго Предтечи и Крестителя, верховных апостолов Петра и Павла и всякаго иного славнаго и пресветлаго святаго". Но тот же Иоанн в правиле 27 пишет: „Если случится повечерие какого-либо господскаго праздника в среду или в пяток: не следует разрешать поста в вечеру, ради наступающего праздника".

(Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая скрижаль или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. Часть вторая. О службах, положенных в священническом служении, и о постах. Глава IX)



При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна





Яндекс.Метрика