Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus







Училище благочестия

Нечто о Святых Тайнах

В житии преподобной Феоктисты упоминается, что один благоговейный простолюдин, пристав на корабле к пустнынному острову, где она подвизалась в молитве и постничестве, получил он неё поручение привезти в чистом ковчежце часть Пречистых и животворящих Христовых Тайн, что на следующий год, опять отправившись туда на ловлю зверей, он и исполнил, и святая Феоктиста причастилась Тела и Крови Христовой.

Здесь некоторые православные удивятся, как Божественные Тайны, которые могут носить и подавать лишь одни священники, были вручены зверолову? Но таков был обычай первенствующей Церкви: ложек тогда не было. Приступающие к Тайной Вечери принимали части Тела Христова в руки, а Святую Кровь вкушали из чаши. Отправлявшиеся в путь часто брали с собой Святые Тайны, приготовленные так, как ныне у нас приготовляют запасные Дары, и, достойно испытав свою совесть, в случае нужды приобщались.

В 79 главе «Луга духовного» (Лимонария) повествуется:

«Чудодействующая сила св. Евхаристии

Прибыв в Селевкию, близ Антиохии, мы встретились с епископом города, аввою Феодором. Он рассказал нам о следующем событии, происшедшем при его предшественнике на епископской кафедре — блаженном Дионисии. Жил там богатый купец, человек весьма богобоязненный. Он держался ереси Севера, но у него был слуга, принадлежавший к святой кафолической и апостольской Церкви. По обычаю страны, в св. четверток он принял св. Дары. Завернув их в чистое полотно, положил в свой шкап. После св. Пасхи купцу понадобилось по торговым делам послать слугу в Константинополь. Тот отправился, но, позабыв про св. Дары, оставил их в своем шкапу, а ключ вручил хозяину. Однажды хозяин, отомкнув шкап, нашел полотно с находившимися там св. Дарами. Смутившись, он не знал, как ему поступить. Принять их он не решался, не принадлежа к кафолической Церкви. Так на этот раз он и оставил их в шкапу, разсудив, что его слуга, возвратившись, примет их. Но пришел снова св. день Великого четверга, а слуга еще не возвратился. Тогда хозяин решился предать огню св. Дары, чтобы они не остались еще на год. Отворив шкап, он видит, что все св. частицы произрастили стебли и колос... Страх и трепет объяли его при виде нового и небычайного чуда. Взяв св. Дары, он, громко вопия: "Господи, помилуй!" со всем домом немедленно поспешил в храм к св. епископу Дионисию. Это столь великое и страшное, превосходящее всякий ум и понимание, чудо видели не двое, или трое, или немногие, но все собрание: горожане и поселяне, туземцы и пришельцы, путешествующие по суше и плавающие по морю, мужчины и женщины, старые и малые, юноши и старцы, господа и рабы, богатые и бедные, власти и подвластные, образованные н невежды, духовенство, девственники и подвижники, вдовцы и в браке живущие, правители и народ — все восклицали: "Господи, помилуй!" — и каждый взывал по своему, прославляя Бога. Все благодарили Бога за неизреченное и недомыслимое знамение. Многие, уверовав после чуда, присоединились ко святой кафолической и апостольской Церкви».

Такой обряд причащения продолжался до святителя Иоанна Златоуста и был отменён по следующей причине: одна женщина, приняв в церкви часть пречистого Тела Христова, унесла домой и по какому-то демонскому суеверию смешала с чародейственными по её мнению травами. Святитель, узнав о таком кощунстве, заповедал всем Церквам, чтобы мирянам Тело Христово подавали ложкою (лжицей) в уста вместе с Божественною Кровью.

С этого времени такой обычай причащения в Православной Церкви соблюдается неизменно.



При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна




Яндекс.Метрика