Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





А.П. Лопухин

Библейская история Ветхого Завета

Примечания

к Библейской истории Ветхого Завета

Период первый

[1] Быт. 1:1-25, 30, 31; 2:1-6.

[2] Глаголу бара соответствует лат. creavit.

[3] На это, отчасти, указывает и самый оборот еврейского подлинника в первом стихе: «Берешит бара Элогим эт гаш-шамаим ве эт гаарец, т.е. «В начале сотворил Бог небо и землю».

[4] Под небом разумеется как звездный, так, и главным образом, высший духовный мир, сотворение которого совершилось раньше сотворения земли, так что ангелы, как служащие духи, уже исполняли волю Божию и славословили Творца при совершении Им отдельных актов творения (Иов. 38:7).

[5] Хаос — от греч. лью, сливаю все вместе, перемешиваю. В Библии это слово не употребляется, но самое понятие содержится в повествовании и находит себе подтверждение у отцов церкви, напр., у Вас. Великого и Григория Богослова. Евр. тогу-ва-богу соответствует этому представлению.

[6] См. первое приложение в конце книги.

[7] Быт. 1:26-29; 2:7-25.

[8] Быт. 3 гл.

[9] Форма проклятия змею: «ты будешь ходить на чреве твоем» (Быт. 3:14) дала повод возникновению впоследствии предания, что до этого проклятия змей ходил в стоячем положении. Но этому противоречит самое устройство организма змея, очевидно, приспособленного именно к ползанию, совершаемым с замечательным искусством. Смысл проклятия тот, что в наказание за коварство, сделавшее из змея пагубное орудие исконного врага для погубления человеческого рода, естественный способ его передвижения, отнюдь сам по себе не унизительный и не жалкий, а напротив, возбуждающий удивление своим замечательным проворством и изумительною изворотливостью, сделался отселе знаком и печатью проклятия Божия и, как такой, должен был возбуждать (как и возбуждает теперь) ужас, отвращение и презрение. «Пресмыкание» сделалось отселе синонимом низости и позора.

[10] Быт. 4 и 5 гл.

[11] Вот последовательный ряд представителей этого поколения: Каин, Енох, Ирад, Мехиаель, Мафусал и Ламех (Быт. 4:18). Встречающиеся здесь имена Еноха, Мафусала и Ламеха не нужно смешивать с подобными же именами в другом поколении — Сифовом.

[12] В синод, переводе Быт. 4:23: «я убил мужа в язву мне». Принятая в тексте форма, хотя менее точна, но зато более соответствует общему смыслу этого места.

[13] Быт. 4:23, 24.

[14] По еврейскому тексту счисление представляется в таком виде: Адам — 130, Сиф — 105, Енос — 90, Каинан — 70, Малелеил — 65, Иаред — 162, Енох — 65, Мафусал — 187, Ламех — 182, Ной — 500, Сим до потопа — 100. Сумма этих цифр — 1656 составляет количество лет от сотворения Адама до потопа.

[15] Замечания о библейской хронологии см. в конце книги, прилож. II.


Период второй


[1] Быт. 6:5-8 гл.

[2] По еврейскому тексту — в самый год наступления потопа.

[3] Если считать локоть в 21 дюйм (т.е. 12 вершков), то это составит 525 футов длины, 87 1/2 ширины и 52 1/2 высоты. По вычислению бл. Августина (о граде Божием 15:26), размеры ковчега в его трех измерениях были те же, что и пропорциональные размеры нормального человеческого тела, «длина которого от подошвы до маковки в шесть раз более ширины груди и в десять раз более толщины или глубины лежащей фигуры человека, измеряемой по прямой линии от земли». В 1609 году один голландец, Петр Янсен в Гоорне, построил корабль как раз по форме Ноева ковчега, и оказалось, что при такой форме корабль представляет гораздо большую вместительность (именно на одну треть), чем при обычной форме построения кораблей. О библейских мерах см. в конце книги.

[4] Быт. 9:17.

[5] См. в конце книги, прилож. III.

[6] Быт. 9:18 — 10-11 гл.

[7] Столпотворение вавилонское, Быт. 11:1—9.

[8] Разногласие в определении этого времени зависит от того, что единственными данными для его определения служат лета послепотопных патриархов, показания которых опять значительно расходятся в главных текстах библейской летописи. Родословие послепотопных патриархов начинает Сим, у которого чрез 2 года после потопа родился Арфаксад. В этом показании сходятся все три текста, и потому разницу в показании лет следующих патриархов до рождения ими первого сына можно видеть из следующей таблицы:


Арфаксад
Каинан
Сала
Евер
Фалек
Рагав
Серух
Нахор
Фарра
Евр.
35

30
34
30
32
30
29
70
Греч.
135
130
130
134
130
132
130
79
70
Самар.
135

130
134
130
132
130
79
70

Из этой таблицы видно, что в показаниях лет послепотопных патриархов греческий и самаритянский тексты сходятся между собой, а еврейский уклоняется от них, последовательно умаляя цифру на сто лет и в показании лет Нахора на 50 лет. Такое отступление явно указывает на преднамеренное сокращение лет, и даже целых поколений, так как в еврейском тексте совершенно не значится Каинана. В виду полного согласия греческого и самаритянского текстов, показание их получает больше достоверности сравнительно с еврейским.


Период третий


[1] Быт. 11:26-32; 12-13 гл.

[2] Пребывание Аврама в Египте, Быт. 12:10—20.

[3] Разлучение Аврама с Лотом, Быт. 13.

[4] Имя этого царя открыто на памятниках и читается Кудур-Лагамар, равно как и имена его союзников. Быт. 14:1—16.

[5] Встреча Аврама с Мелхиседеком, Быт. 14:17—23.

[6] Четвертое явление Господа Авраму, Быт. 15.

[7] Сара и Агарь, Быт. 16.

[8] Установление обрезания, Быт. 17:10—14.

[9] Быт. 14-23-25:1-10.

[10] Гибель беззаконных городов, Быт. 19.

[11] Быт. 20.

[12] Рождение и обрезание Исаака, Быт. 21.

[13] Жертвоприношение Исаака, Быт. 22.

[14] Кончина Сарры, Быт. 23.

[15] Женитьба Исаака, Быт. 24.

[16] Последние дни жизни и кончина Авраама, Быт. 25:1—18.

[17] Быт. 25:19 - 27, 28:1-5.

[18] Дети Исаака, Быт. 25:20—34.

[19] Быт. 26; Ср. Быт. 20.

[20] Благословения Исаака, Быт. 27:1—40.

[21] Удаление Иакова в Месопотамию, Быт. 27:41 — 28:22.

[22] Быт. 28-30.

[23] Видение лестницы, Быт. 28:12—22.

[24] Встреча Иакова с Рахилью, Быт. 29:1—12.

[25] Женитьба Иакова, Быт. 29:13 и сл.

[26] Возвращение Иакова на родину, Быт. 31.

[27] Терафимы — небольшие вавилонские изображения идолов, — знак того, насколько идолопоклонство проникло и в дом родства Авраамова.

[28] Встреча с Исавом, Быт. 32 и 33.

[29] Молитва Иакова, Быт. 32:9—12.

[30] Борьба Иакова с Богом, Быт. 32:24—30.

[31] Быт. 37, 39-41 гл.

[32] Первая поездка сыновей Иакова в Египет. Быт. 42 гл.

[33] Вторая поездка братьев Иосифа в Египет. Быт. 43—45.

[34] Переселение Израиля в Египет, Быт. 46, 47:27.

[35] Благословения Иакова, Быт. 49:1—28.


Период четвёртый


[1] Исх. 1 гл. и сл.; см. нашу «Библ. историю при свете новейших исследований и открытий», т. I, гл. XXXII, стр. 507 и сл.; Ebers, Egypten u Biicher Moses.

[2] Исх. 2-4 гл.

[3] Амрам был внук Левия чрез Каафа, Иохаведа доводилась ему теткой (Исх. 6:18—20).

[4] Призвание Моисея, Исх. 3 гл.

[5] Исх. 5-13 гл.

[6] Первая казнь, Исх. 7:17—25.

[7] Вторая казнь, Исх. 8:2—14.

[8] Третья казнь, Исх. 8:16—19.

[9] Четвертая казнь, Исх. 8:20—32.

[10] Пятая казнь, Исх. 9:1—7.

[11] Шестая казнь, Исх. 9:8-11.

[12] Седьмая казнь, Исх. 9:18—34.

[13] Восьмая казнь, Исх. 10:3—19.

[14] Девятая казнь, Исх. 10:21—29.

[15] Установление Пасхи, Исх. 12:1—28.

[16] Десятая казнь, Исх. 12:29—33.

[17] Исх. 13:17 и сл.

[18] Переход чрез Чермное Море, Исх. 13:17—15:21.

[19] Исх. 15 гл.

[20] Исх. 15:22- 18 гл.

[21] Исх. 15:23-26.

[22] О станах в пустыне см. прилож. VI.

[23] Вади — ложбина, по которой в дождливое время протекает ручей, пересыхающий на лето.

[24] Чудесное пропитание, Исх. 16:4—35.

[25] О манне см. в конце книги, прилож. VII.

[26] 1 Кор. 10:4.

[27] Битва с амаликитянами, Исх. 17:8—16.

[28] Встреча с Иофором, Исх. 18:1-27.

[29] Исх. 19-32-40; Числ. 1-4 гл.

[30] Десятословие, Исх. 20:1—17.

[31] Поклонение золотому тельцу, Исх. 32 гл.

[32] Исх. 34 гл.

[33] Построение скинии, Исх. 35—40.

[34] Лев. 10:1, 2.

[35] Числ. 10:11 - 36.

[36]О станах в пустыне см. прилож. VI.

[37] Числ. 11.

[38] Соглядатаи, Числ. 13 и 14 гл.

[39] Считая и те два года, которые израильтяне уже странствовали в пустыне.

[40] Числ. 15:32-36.

[41] Возмущение Корея, Числ. 16 гл.

[42] Жезл расцветший, Числ. 17 гл.

[43] Числ. 20:1-13.

[44] Числ. 20:1.

[45] Кончина Аарона, Числ. 20:22—29.

[46] Числ. 21:4-9.

[47] Числ. 21:10-35.

[48] История Валаама, Числ. 22—24.

[49] См. в конце книги, прилож. VIII.

[50] Общее название царей амаликитских, как фараон — название царей египетских.

[51] Числ. 24:17.

[52] Числ. 25-27:31.

[53] Прощание и кончина Моисея, Второз. 31—34.

[54] Подробнее см. в нашем сочинении: «Законодательство Моисея. Исследование о семейных, общественных и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения». С.-ПБ, 1882 г.

[55] Лев. 25:23.

[56] Материальное положение колена Левиина в общем было следующее: при разделе обетованной земли им не было дано особого земельного надела, чтобы оно свободнее могло предаваться служению Богу (Числ. 35:2—6; Второз. 18:1—2, 5). Оно получило только для обитания сорок восемь городов, избранных среди различных колен с окружающим их полем в две тысячи локтей. Из них священники, сыновья и потомки Аарона имели тринадцать городов, расположенных в коленах Иуд ином, Симеоновом и Вениаминовом. Шесть из 48 левитских городов были в то же время городами убежища, именно города — Хеврон, Сихем и Кедес к западу от Иордана и Голан, Рамоф Галаадский и Бецер к востоку от него (И. Нав. 20:7—8). Что касается собственно средств существования, то они доставлялись колену Левиину в виде десятины, которая состояла в том, что все израильтяне обязаны были каждый год платить левитам десятую часть своих доходов — от земли и скотоводства (Числ. 18:11-13; Второз. 14:22 и сл.; 15:19; 18:4; 26:2-12; Лев. 7:7—15, 32—34). Левиты, в свою очередь, платили десятину на содержание священников. Эти последние имели, кроме того, долю в большинстве приносившихся народом жертв (Числ. 5:9—15; Второз. 18:3); все дары возношения и все заклятое, т.е. освященное по обету, отходили в их собственность (Числ. 18:10—14). Священникам же отходили и деньги, возвращавшиеся по суду потерпевшим, в случае неоставления ими по себе наследников (Числ. 5:6—8).


Период пятый


[1] Из них Фавор имеет 1 865 фут. высоты, Кармил — 1 720 ф., Гаризим 2 650 ф., Гевал — 2 700, Сион — 2 610, Елеонская — 2 700 ф. над уровнем моря.

[2] Указывая на это, Моисей в своем благословении Асирову колену сказал, что оно «окунет в елей ногу свою» (Второз. 33:24).

[3] Кн. И. Навина, гл. 1 и сл.

[4] Взятие Иерихона, И. Нав. 5:13—6:26.

[5] Матф. 1:5.

[6] Поражение при Гае, И. Нав. 7.

[7] Клятва, И. Нав. 8.

[8] Хитрость гаваонитян, И. Нав. 9.

[9] Борьба с союзом хананейских царей, И. Нав. 10—12.

[10] См. прилож. IX в конце книги.

[11] Раздел земли, И. Нав. 13—21.

[12] И. Нав. 22 гл.

[13] Кончина И. Навина, гл. 24.

[14] Общее состояние народа в это время: Суд. 1-3:7. См. в нашей «Библ. Истории при свете нов. исслед.». т. I, стр. 893 и сл. См. также И. Троицкого, «Религиозно-нравственное состояние евреев во времена судей».

[15] Суд. 2:10-13.

[16] Хусарсафем был царь «Арама двух рек», т.е. Месопотамии. Так как из Арама призываем был и Валаам для проклятия израильтян, то, вероятно, этот царь был союзником постоянных врагов Израиля — моавитян и мадианитян. Суд, 3:8 и сл.

[17] Аод, Суд. 3:12-14.

[18] Хананейское иго и правление Деворы, Суд. 4 и 5 гл.

[19] Имя Варак или Барак — ханаанитского происхождения, и замечательно, что это же имя носила знаменитая карфагенская фамилия Барка, из которой вышел гениальный полководец Ганнибал.

[20] Гедеон, Суд. 6-9; Иеффай, Суд. 10 гл.

[21] Самозванство Авимелеха, Суд. 9.

[22] История Иеффая, Суд. 11—12:7.

[23] Суд. 13-16 гл.

[24] О законах назорейства см. Числ. 6:1—21.

[25] Суд. 17-21; Книга Руфь.

[26] 1 Книга Царств 1—3.

[27] 1 Цар. 2:12-25.

[28] Рождение и воспитание Самуила, 1 Цар. 1 и сл.

[29] Суд Божий над домом Илия, 1 Цар. 4—7:2.

[30] Цар. 7:3-17.

[31] Правление сыновей Самуила и вопрос об избрании царя, 1 Цар. 8:1-22.


Период шестой


[1] 1 Цар. 9-16.

[2] Помазание Саула на царство, 1 Цар. 9 и 10.

[3] 1 Цар. 11.

[4] Война с филистимлянами, I Цар. 13 и 14.

[5] Поражение амаликитян, 1 Цар. 15.

[6] Помазание Давида, 1 Цар. 16.

[7] 1 Цар. 16:14 - 17-31.

[8] Единоборство Давида с Голиафом, 1 Цар. 17.

[9] 1 Цар. 18:6 и сл.

[10] Давид и Ионафан, 1 Цар. 18:1; 20.

[11] 1 Цар. 21.

[12] Гонения Саула на Давида и странническая жизнь последнего, 1 Цар. 22 и сл.

[13] Кончина Самуила, 1 Цар. 28:3.

[14] Нашествие филистимлян и кончина Саула, 1 Цар. 31.

[15] Волшебница Аэндорская, 1 Цар. 28:7—25.

[16] Кончина Саула, 1 Цар. 31.

[17] 2 Цар. 1:17-27.

[18] 2 Цар. 2-7.

[19] 2 Цар. 4 гл.

[20] 2 Цар. 5 гл.

[21] 2 Цар. 5:5.

[22] Завоевание Иерусалима, 2 Цар. 5:6—10.

[23] 2 Цар. 5:10.

[24] Перенесение ковчега, 2 Цар. 6.

[25] Завоевания Давида, 2 Цар. 8.

[26] 2 Цар. 7.

[27] 2 Цар. 9.

[28] 2 Цар. 11-18.

[29] Аммонитская война и падение Давида, 2 Цар. 10—12.

[30] Грехопадение Давида, 2 Цар. 11:2 - 12.гл.

[31] Семейные огорчения Давида, 2 Цар. 13.

[32] Восстание Авессалома, 2 Цар. 14:25, 26; 15 и сл.

[33] 2 Цар. 16:15-23; 17 и 18.

[34] Восстание Савея, 2 Цар. 19:41-43; 20.

[35] 2 Цар. 21 и сл.

[36] 2 Цар. 21:1-14.

[37] 2 Цар. 21:15-22.

[38] 2 Цар. 22; Пс. 17.

[39] Исчисление народа, 2 Цар. 24; ср. 1 Парал. 21,

[40] Возмущение Адонии, 3 Цар. 1:5—53.

[41] Кончина Давида, 3 Цар. 2:1-11.

[42] 3 Цар. 2:12 и сл.; 2 Парал. 1 и сл.

[43] 3 Цар. 3:1; 9:15-17.

[44] 3 Цар. 3:3-15.

[45] 3 Цар. 4.

[46] 3 Цар. 3:16-28.

[47] 3 Цар. 4:29-31.

[48] 3 Цар. 4:29-34.

[49] Построение храма, 3 Цар. 5—7; 2 Парал. 2—7.

[50] 3 Цар. 6:1 и сл.

[51] Освящение храма, 3 Цар. 8 гл.

[52] Висон — тончайшая белая полотняная материя, составлявшая в древности принадлежность священных и других высокопоставленных особ.

[53] Молитва Соломона, 3 Цар. 8:23—53.

[54] 3 Цар. 8:65, 66.

[55] 3 Цар. 9, 10 и 11.

[56] 3 Цар. 9:1-9.

[57] Посещение царицы Савской, 3 Цар. 10.

[58] Падение Соломона, 3 Цар. 11.

[59] Потворство идолопоклонству со стороны Соломона, 3 Цар. 11:1-8.

[60] Восстание на окраинах, 3 Цар. 11:14—25.

[61] Восстание Иеровоама, 3 Цар. 11:26—40.

[62] 3 Цар. 11:41-43; 2 Парал. 9:29-31.

[63] 2 Цар. 11:14; 2 Парал. 2:11.


Период седьмой


[1] 3 Цар. 12; 2 Пар. 10.

[2] Царствование Иеровоама 1-го, 3 Цар. 12:20 — 13.

[3] Начало религиозного раскола, 3 Цар. 12:26—33.

[4] Обличение со стороны пророка, 3 Цар. 13 гл.

[5] 3 Цар. 14 гл.

[6] 3 Цар. 14:20.

[7] Династия Ваасы, 3 Цар. 15:33 и сл.

[8] Царствование Ровоама, 3 Цар. 14:29—31; 2 Парал. 12:13-16.

[9] Нашествие Сусакима, 3 Цар. 14:25—28; 2 Парал. 12:2-11.

[10] Царствование Авии, 3 Цар. 15:1, 2; 2 Парал. 13:1, 2.

[11] Царствование Асы, 3 Цар. 15:9-24; 2 Парал. 14, 15.

[12] Царствование Иосафата, 3 Цар. 15:24; 22:41, 42; 2 Парал. 17:1 - 20:31.

[13] Царствование Ахава, 3 Цар. 18—22.

[14] Пророк Илия, 3 Цар. 16:29 — 4 Цар. 2:18.

[15] Предсказание о засухе, 3 Цар. 17:1; Ср. Иак. 5:17, 18.

[16] Пребывание в Сарепте, 3 Цар. 17:8—24. Из сопоставления 3 Цар. 17:8—9; Авд. 20; Лук. 4:26 можно заключать, что эта вдова была евреянка, находившаяся в замужестве за финикиянином, в роде матери художника Хирама.

[17] Испытание веры, 3 Цар. 18.

[18] Все эти жрецы Ваала в сущности были израильтяне, отступники истинной веры, а за отступление к идолопоклонству назначалась смертная казнь. См. Второз. 13:15—16.

[19] Пророк Елисей, 4 Цар. 2:19 - 10:13.

[20] Дело о винограднике Навуфея, 3 Цар. 21.

[21] Войны Ахава, 3 Цар. 20—22.

[22] Царствование Охозии, 3 Цар. 22:51; 4 Цар. 1.

[23] Взятие пророка Илии на небо, 4 Цар. 2.

[24] 10-й царь израильский Иорам, 4 Цар. 1:17; 3:1 и сл.

[25] Эта война с Месой, царем моавитским, получила особенный интерес вследствие того обстоятельства, что в недавнее время, именно в 1868 году открыт каменный памятник с надписью на нем от имени этого самого Месы, царя моавитского. Надпись, в общем, рассказывает об этом именно событии, и в ней Меса, между прочим, говорит: «я воздвиг этот камень Хе-мошу (Хамосу) в Кире как камень спасения, ибо он избавил меня от всех грабителей и дал мне увидеть мое желание на всех моих врагах, на Амврие, царе израильском». Далее рассказывается, как и следующие цари израильские угнетали моавитян, но Хемош, их национальный бог, избавил их. В общем, надпись заключает много черт, заставляющих предполагать, что в ней смоавитской точки зрения рассказывается, между прочим, то именно событие, о котором повествуется и в Библии (4 Цар. 3:4—27). Памятник из черного базальта и имеет 3 фута и 10 дюймов высоты, 2 фута ширины и 14 1/2 дюймов толщины. На нем 44 строки, писанных финикийскими буквами. Он найден в развалинах древнего города Дивона, бывшей северной столицы Моава, к северу от реки Арнона. Таким образом, этот неожиданно сохранившийся памятник, воздвигнутый более 2 1/2 тысяч лет тому назад, оказался поразительным свидетелем истинности библейского повествования.

[26] Иорам 5-й царь иудейский, 4 Цар. 8:17; 2 Парал. 21:5.

[27] Охозия 6-й царь иудейский, 4 Цар. 9:29; 2 Парал. 22:1-4.

[28] Исцеление Неемана, 4 Цар. 5 гл.

[29] Два поражения сирийского войска, 4 Цар. 6 и 7 гл.

[30] Гибель Иезавели, 4 Цар. 9:30-37; Ср. 3 Цар. 21:23.

[31] Ииуй — 11-й царь израильский, 4 Цар. 10:11—36.

[32] Иоахаз, 4 Цар. 13:1-9.

[33] Иоас, 4 Цар. 13:9-13.

[34] Кончина Елисея, 4 Цар. 13:14-21.

[35] Иеровоам II, 4 Цар. 14:23-29.

[36] Адма и Севоим — города, погибшие вместе с Содомом и Гоморрой.

[37] Осия, 20-й царь израильский, 4 Цар. 17:1 и сл.; 2 Парал. 26:1-23.

[38] Осада и взятие Самарии ассириянами, 4 Цар. 17:5 и сл.

[39] См. Layard, «Nineveh and Babylon», стр. 148.

[40] Иоас, 8-й царь иудейский, 4 Цар. 12:1—21.

[41] Ахаз, 12-й царь иудейский, 4 Цар. 16:1—20.

[42] Ис. 7:14.

[43] Езекия, 13-й царь иудейский, 4 Цар. 18—20; 2 Парал. 29-32.

[44] Манассия, 14-й царь иудейский, 4 Цар. 21:1—18; Парал. 33:1—20. Молитва Манассии в конце 2 кн. Парал.

[45] Навуходоносор или по вавил. Набу-кудур-уцур означает «бог Набу защищает корону».

[46] Амон, 15-й царь иудейский, 4 Цар. 21:19—26; 2 Парал. 33:21-25.

[47] Иосия, 16-й царь иудейский, 4 Цар. 22 и 23:1—28; 2 Парал. 34.

[48] Все это было во исполнение предсказания, сделанного пророком Иеровоаму I.

[49] Сарак был сын Ассеурбанипала или Сарданапала греческих писателей, с которыми его часто смешивали и который обыкновенно считался последним ассирийским царем, пока новейшие открытия не дали возможности исправить эту ошибку.

[50] Селлум или Иоахаз — 17-й царь иудейский, 4 Цар. 23:31—33. У Иосии было четыре сына: Иоахаз, Иоаким (или Елиаким), Седекия, Селлум. См. 1 Парал. 3:15.

[51] Елиаким или Иоаким — 18-й царь иудейский, 4 Цар. 23:34 и сл.

[52] Первое пленение, Дан. 1 гл.

[53] Иехония, 19-й царь иудейский, 4 Цар. 24:8—16.

[54] Седекия, 20-й и последний царь иудейский, 4 Цар. 24:17 и сл.

[55] Падение Иерусалима и царства Иудейского, 4 Цар. 25 гл.

[56] Продолжительность царствования царей иудейских и израильских:

Цари иудейские: Ровоам — 17 лет (с 980 г. до Р.Х.); Авия — 3; Аса — 41; Иосафат — 25; Иорам — 8; Охозия — 1; Гофолия — 6; Иоас — 40; Амасия — 29; Озия — 52; Иоа-фам — 16; Ахаз — 16; Езекия — 29; Манассия — 55; Амон — 2; Иосия — 31; Иоахаз — 3 месяца; Иоаким — 11 лет; Иехония — 3 месяца; Седекия — 11 лет. Разрушение Иерусалима: 588 г. до Р.Х.

Цари израильские: Иеровоам I царствовал 23 года; На-ват — 2; Вааса — 24; Ила — 2; Замврий — 7 дней; Фамний и Амврий — 4 года; Амврий один — 8; Ахав — 22; Охозия —2; Иорам — 12; Ииуй — 26; Иоахаз — 17; Иоас — 16; Ие-ровоам II — 41; Междуцарствие — 11; Захария — 6 месяцев; Селлум — 1 месяц; Менаим — 10 лет; Факия — 2; Факей — 20; Осия — 9. Разрушение Самарии: 722 г. до Р.Х.

Нужно сказать, впрочем, что хронология периода со времени разделения монархии до разрушения Иерусалима нуждается еще в обстоятельном исследовании на более прочных данных, чего еще невозможно сделать при наличном состоянии науки.

Доселе еще нельзя в точности определить самого момента разделения монархии, вследствие чего хронологи расходятся на два десятилетия: 980—963. Первая из этих цифр определяется суммою лет царствования царей иудейских, а вторая — суммою лет царствования царей израильских. Твердый опорный пункт могла бы дать египетская хронология, если бы она установила дату нашествия фараона Шешонка или Сусакима I на Палестину. Равным образом дальнейшее исследование ассирийской и вавилонской хронологии пролило бы значительный свет на эту еще недостаточно разъясненную область, тем более, что существует немало ассиро-вавилонских памятников, на которых совместно значатся современные цари Ассиро-Вавилонии и Палестины.

Эти данные могли бы пролить свет и на библейские показания о числе лет царствования царей в том или другом из еврейских государств, и при этом, наверно, могло бы оказаться, что показания эти нуждаются в более точном определении того, что, нужно отнести на совместные царствования (напр. отца с сыном) и что нужно отчислить на время междуцарствий. Во всяком случае, даже при теперешнем состоянии науки, с положительностью можно утверждать, что если и встречаются, по-видимому, несогласия между библейской хронологией и хронологией Египта и Ассиро-Вавилонии, то эти несогласия лишь кажущиеся, и напротив, в главных моментах они с поразительной точностью совпадают между собою, и это все более подтверждается каждым новым открытием в истории соприкосновенных стран.


Период восьмой


[1] Дан. 1:4.

[2] Дан: 1:20.

[3] Сон Навуходоносора, Дан. 2 гл.

[4] Чудесное спасение трех отроков, Дан. 3.

[5] Наказание Навуходоносору, Дан. 4.

[6] Колонна с золотой статуей на вершине.

[7] Пир Валтасара и взятие Вавилона, Дан. 5.

[8] В русск. синод. переводе в данном месте — перес. В славянском тексте вся надпись: Мани, фекел, фарес.

[9] Валтасар — это, по всей вероятности, Белсарусур клинообразных надписей. Он не был царем в собственном смысле, а только заместителем своего отца Набонида, находившегося в плену у Кира, вследствие чего и Даниил сделан был «третьим» властелином в царстве, так как вторым был сам Валтасар.

[10] Дарий Мидянин (Дан. 9:1) — по предположению или тесть Кира Киаксар, или Гобрия классических писателей, Угба-ру — клинописен, — военачальник Кира.

[11] Откровение о седьминах, Дан. 9 гл.

[12] Указ Кира об освобождении иудеев из плена, 1 Ездр. 1:2-4.


Период девятый


[1] Возобновление храма, 1 Ездр. 3:8 и сл.

[2] Так, в русской Библии (вслед за греческой) переводится имя этого царя — Агасвер. С большею вероятностью можно предполагать, что это был Ксеркс 1, деспотический характер которого более соответствует данным библейского повествования. Персидские цари идут в следующем хронологическом порядке: Кир (558-529), Камбиз (529-522), Дарий I Гистасп (521—485), Ксеркс I (485—465), Артаксеркс I Лонгиман (465-424), Ксеркс II (424), Дарий II (424- 405), Артаксеркс II Мнемон (405-365) и др.

[3] Эллинизмом стало называться со времени Александра Великого увлечение всем греческим или эллинским, так как он сам задавался целию объединить весь мир не сколько силою оружия и политики, сколько единством греческого языка, нравов и образования. Евреи, говорившие на греческом языке, назывались эллинистами.

[4] От евр. маккаба — молот.

[5] Во втором храме был только один жертвенник кадильный, один стол хлебов предложения и один светильник (вместо семи); не было в нем уже и ковчега завета с его священнейшими принадлежностями.








Яндекс.Метрика