Извещение



Извещение – духовное чувство, ответ, весть, тайное откровение Бога сердцу, сердечное удостоверение, благодатное просвещение сердца, или иногда – прельщение от диавола.

1. Тайное откровение Бога сердцу
2. «Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека»
3. Поиск извещений опасен прельщением
4. Значение молитвы и смирения

1. Тайное откровение Бога сердцу

В церковно-славянском языке слово «извещение» имеет множество оттенков значения:

1. Сущность, естество; реальность, действительность; основание, фундамент (греч. ΰπόστασις):

"Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11, 1).

«“Вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых” (Евр. 11, 1) или [другими словами] твердая и несомненная надежда на Божии обетования нам и на успех наших прошений», - пишет преп. Иоанн Дамаскин.

«Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11:1). Сделать надобно, чтобы сии невидимые вещи действительно получили в нас свойственный им облик, получили имя, были ведомы, как принесенная весть», - объясняет св. Феофан Затворник.

«В достигших христианского совершенства усиленная вера, по действию Святого Духа, взирает с особенною ясностью на обетования Божии, как бы видит, как бы осязает вечные блага. И бывает она, по учению Апостола, в полном смысле «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11, 1)», - пишет св. Игнатий (Брянчанинов).

2. Подтверждение, утверждение, удостоверение, подтверждение (греч. βεβαίωσις):

"…якоже есть праведно мне сие мудрствовати о всех вас, за еже имети ми в сердцы вас, во узах моих и во ответе и извещении благовестия» (Флп. 1, 7).

"Человецы бо болшим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва (есть)" (Евр. 6, 16).

3. Сведения; известие; сообщение (греч. πληροφορία):

"…да утешатся сердца их, снемшихся в любви и во всяцем богатстве извещения разума, в познание тайны Бога и Отца и Христа» (Кол. 2, 2).

"Желаем же, да кийждо вас являет тожде тщание ко извещению упования даже до конца» (Евр. 6, 11).

4. Ответ, Божественный ответ или указание (греч. χρηματισμός):

"Верою ответ приим Ное о сих, яже не увиде, убоявся сотвори ковчег во спасение дому своего" – «С верой приняв извещение (χρηματισθείς) о том, чего еще не видел, с благоговением сделал ковчег для спасения своих домашних» (Евр. 11, 7).

«Но что глаголет ему Божественный ответ?» (Рим. 11, 4).

Все эти смыслы не противоречат одно другому, но объединяются и сливаются в том значении термина «извещение», которое употребляли святые отцы для обозначения некоторых духовных чувств.

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет об извещении как о духовном познании непостижимого:

«Необыкновенным светом благодати озарен Акафист Божией Матери. Свет этот действует сугубо: им просвещается ум, от него сердце исполняется радости и извещения. Непостижимое приемлется, как бы вполне постигнутое, по чудному действию, производимому на ум и сердце».

Преп. Иоанн Пророк говорит об извещении о чистосердечной любви, которое получает сердце принимающего благодеяние:

Вопрос 689. Другой христолюбивый муж, оказывавший странноприимство отцам, вопросил того же старца: что мне делать, я всегда скорблю о том, что, когда приходит ко мне кто-либо из отцов, не имею нужных вещей, чтобы предложить ему?

Ответ. Сей помысл от диавола; достаточно предложить им то, что у тебя есть, по сказанному: довольствуйтесь тем, что есть (Евр. 13, 5), и Бог известит их о твоем усердии. Кто ищет таких вещей, тот не может быть странноприимцем, но желает, чтобы никто к нему не приходил. Если ты, имея что предложить (отцам), пожалеешь сего от скупости, то, хотя бы ты и тысячекратно старался угодить им, сердце их не получит извещения о твоем усердии, разве только оная вещь нужна тебе на другое необходимое дело или, может быть, на то, чтобы предложить ее больным или более важным лицам….

Преп. Макарий Оптинский пишет об извещении Божием как об «откровении тайных сердца», когда Бог таинственно располагает сердце христианина к тому наставнику, который может принести ему наибольшую духовную пользу:

«Что такие за партии? Откровение тайных сердца, к кому имеет кто извещение [расположение], не относится к разделению, но паче к соединению о Христе».

Со своей стороны, старцы и духовники получают от Бога извещения о духовных нуждах чада, о его духовном состоянии, о том, как направлять подвиг христианина для его наибольшей пользы, как и что отвечать на его вопросы, давать ли благословение на его просьбы.

Так, в житии преп. Никона Радонежского читаем, что, когда он по благословению преп. Афанасия пришёл к преподобному Сергию, тот, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния.

В ответах преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка читаем о бывших им извещениях о монахах их обители:

«Вопрос 168, того же к великому старцу. Помысл говорит мне, что я не могу спастись; помолись обо мне, милостивый отец мой, и скажи мне, что делать, я не в состоянии поститься.

Ответ [преп. Иоанна Пророка]. …Возлюбленный брат! Имея столь милостивого Бога, не предавайся отчаянию, ибо это великая радость диаволу. Пребывай в надежде на Господа, что никто из претерпевших до конца на этом месте не будет изгнан из ограды овец Христа Бога нашего, ибо на сем месте есть люди, которые имеют большое дерзновение к Богу, и они тщательно молятся Ему, чтобы мы, живущие с ними, на том благословенном месте не отлучились от них… Не бойся же, честнейший отец! Если и я, немощный и худейший, получил извещение, что ты причислен и приписан к благословенному стаду Христову, тем более Святые Божии Отцы и достойные Его получили о том же извещение. Надейся на Господа, мужайся (Пс. 26, 14) и уповай на Него…

Вопрос 382, того же. Отцы, которых просят молиться о каком-либо искушении, чего просят у Бога: избавления ли от страсти, или вообще полезного человеку? И как авва Сисой и другие отцы, молясь об учениках, просили им у Бога избавления от страсти? Как же нам разуметь, что всё возможно верующему (Мк. 9, 23)? И еще: никто не бывает искушаем более, чем может перенести (см. 1 Кор. 10, 13). И искушение это служит ли к пользе? И приносят ли пользу молитвы святых?

Ответ Иоанна. Брат! Поскольку мы оба праздны — я и ты, то оставляем наши страсти и спрашиваем одно вместо другого. Впрочем, относительно того, о чём ты спросил, думаю так: совершенные отцы молятся, чтобы Бог сотворил полезное с человеком, ибо если ему полезно, то Бог оставляет в нём страсть ради терпения; если же ему полезно избавиться от страсти — избавляет его, и сие мы приписываем предведению Божию. Авва же Сисой молился так об ученике своем, потому что получил извещение помолиться. И другой старец, или, лучше сказать, другие молились также по извещению. А верить тому, что случающееся с человеком служит к пользе его, вразумляемся из слов Апостола: за всё благодарите... Словá Писания: всё возможно верующему относятся к тому, чтобы с упованием переносить скорбь, происходящую от страстей, чтобы терпеть, долготерпеть и мужественно переносить всё, подобно Иову. Бог же не искушает человека более, нежели он может перенести; но если не помогают ему молитвы святых, то иногда человек по своей лености делается предателем себя самого. Бог да простит тебя, брат, за пустословие твое.

Ответ [Варсонофия] 610.
…Не того требует от нас Бог, но освящения, очищения, молчания и смирения. Впрочем, мне не хотелось оставить вас в недоумении, также и просить Бога подать мне извещение о сем; я скорбел будучи утесняем тем и другим, и избрал лучше самомý подвергнуться скóрби, только бы вас избавить от нее, вспоминая сказавшего: Носите бремена друг друга (Гал. 6, 2).
Итак, послушайте, что Бог открыл мне за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос….»

И.М. Концевич приводит яркие примеры извещений Божиих священникам, и особенно старцам:

«Один из живых примеров старческого служения находим мы в житии преп. Серафима. Это ярко выступает в рассказе о том, как к нему пришли одновременно Владимирский купец и будущий наместник Сергиевой Лавры, тогда игумен Антоний. … Из этого случая видно, что преп. Серафим готовил о. Антония к его будущему служению и раскрывал ему духовные законы. На просьбу о. Антония объяснить ему, каким образом происходит действие прозорливости, преподобный ответил ему следующее: «Я грешный Серафим так и думаю, что я грешный раб Божий: что мне поведает Господь, то я и передаю требующему полезного… Первое помышление, являющееся в душе моей я считаю указанием Божиим и говорю не зная, что у моего собеседника на душе, а только веруя, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое–либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решить своим умом: в таких случаях всегда делаются ошибки».

Весьма назидательную и многообъяснительную сию беседу старец заключил так: «Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую, своей воли не имею, а что Богу угодно, то передаю».

Из сего видно, что Сам Всемогущий Господь говорил устами преп. Серафима. Поэтому он, не задумываясь, сразу отвечал с полной несомненностью, и говорил даже и то, что не приходило и на помысл его собеседнику, но что открывал Дух Святой.

Решительно то же самое говорил Оптинский старец о. Варсонофий своему духовному сыну Василию Шустину: «Отслужишь обедню, приобщишься и затем идешь принимать народ. Высказывают тебе свои нужды. Пойдешь к себе в келью, обдумаешь, остановишься на каком-нибудь решении, а когда придешь сказать это решение, то скажешь совсем другое, чем думал. И вот это и есть действительный ответ и совет, которого если не исполнит спрашивающий, то навлечет на себя худшую беду. Это и есть невидимая Божия благодать, особенно ярко проявляющаяся в старчестве после приобщения Святых Таин».

Иначе говоря, это есть совет, преподанный не через человеческий разум, а через наитие свыше, так называемое в аскетике «сердечное извещение». Так бывает по отношению к внешним, но и между старцем и его учеником, когда отношения уже более интимны, старцу открывается об ученике гораздо больше: тот же о. Варсонофий открывает эту тайну своему любимому духовному сыну: «Тут он задумался, видимо чувствуя скорое приближение смерти… И начал говорить о благодати старчества… — «Нас называют прозорливцами, указывая тем, что мы можем видеть будущее; да, великая благодать дается старчеству, — это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У нас кроме физических очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая, прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, мы видим ее духовными очами, мы даже видим причину возникновения такой мысли. И от нас не сокрыто ничего. Ты живешь в Петербурге и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь. Для нас нет пространства и времени…».

О том, что Божие извещение может получать и обычный мирянин, стремящийся жить по заповедям, говорил преп. Паисий Святогорец:

"— Геронда, а как понять, что наши действия благоугодны Богу?

 — У человека есть внутреннее извещение.

 — Собственного внутреннего извещения достаточно или необходимы также свидетельства других?

 — Я веду речь о человеке, совесть которого не испорчена, а не о том, кто свою совесть исказил. Неиспорченная совесть дает неложное извещение. В этом случае человек чувствует уверенность, надежду и со смирением говорит: "Я не гожусь для Рая, я заслужил вечную муку, однако верую в то, что любовь и милость Божия меня не оставят". Он чувствует это, потому что подвизается, он не сидит сложа руки, успокаивая при этом свой помысл словами: "Бог меня спасет"".

Арх. Иоанн Крестьянкин писал:

«Прощение уже получено в Таинстве исповеди, но извещение об очищении получишь после многих трудов и терпения своей немощи».

2. «Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека»

Однако старец Паисий Святогорец подчёркивал, что не следует, имея советников, искать и просить у Бога извещений, потому что «Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека»:

"— Геронда, когда я сталкиваюсь с каким-то затруднением и молюсь о том, чтобы оно разрешилось, как мне понять, в чем состоит воля Божия?

 — Воля Божия подобным образом не отыскивается. Лучше тебе спрашивать о своем затруднении других. Не проси извещения от Бога, если ты можешь посоветоваться с человеком. Ведь иначе ты можешь впасть в прелесть. Один человек, приходя в храм, становился перед иконостасом и начинал говорить: "Владычица моя, так я возьму деньги из ящика для пожертвований?" — "Бери", — отвечал ему его помысл. "Хорошо, тогда я их возьму", — отвечал он своему помыслу и брал деньги. Когда это случилось несколько раз, один из членов приходского совета заметил, что из ящика для пожертвований исчезают деньги. "Что же такое творится? — удивился он. — Неужели кто-то ворует деньги?" Он решил узнать, кто этим занимается. И что же он увидел? Вскоре пришел этот человек и все повторилось: "Владычица моя, так я возьму деньги из ящика?.. Хорошо, тогда я их возьму". Так член приходского совета застал его на месте преступления.

Всегда, когда рядом есть духовный человек, у него нужно спрашивать совета. А вот если человека, у которого можно спросить, нет — к примеру, ты находишься где-то в пустыне, — однако в тебе живет жажда послушания, тогда Благий Бог Сам становится твоим Старцем. Он просвещает и извещает тебя. Положим, ты не можешь найти человека, который способен разъяснить тебе какое-то место из Священного Писания. Но в этом случае тебя просвещает Бог, и ты понимаешь это место”.

3. Поиск извещений опасен прельщением

Предостережение преп. Паисия Святогореца очень важно: поиск извещений может привести к прельщению от диавола. Духи зла в таком случае пользуются нашим желанием высоких духовных чувств и внушают нам их подмену - ложные ощущения, которые мы можем принять за истинные, благодатные, так как не освободились от страстей, затемняющих наш разум. Это ведёт неосторожного христианина к гордости и к пленению бесами.

Преп. Варсонофий Великий показывает, что поиск извещений бывает от высокоумия:

157. Вопрос того же к тому же великому старцу. Отец мой! Помолись обо мне, я изнемогаю от труда. Прежде чем я просил у тебя совета, если и принимался за дело, какое было мне по силе, делал то без труда; а с тех пор как ты подал мне совет, я тружусь до изнеможения. И пред сим я писал к тебе, прося совета, ты же счел меня высокомудрствующим и напомнил мне о фарисее, а я сказал тебе то, отец мой, не по высокомудрию, а по нужде. Прошу тебя, помолись, чтобы Господь открыл тебе, что во мне есть.

Ответ великого старца. Брат! Божественное Писание говорит: Без рассуждения не делай ничего (всё с советом твори) (Сир. 32, 21). Когда ты делал не по совету, а по своей воле, то трудился неблагоразумно; ибо нет никого, кто не имел бы нужды в советнике, кроме Самого, Создавшего премудрость. Когда же ты решился по Богу отсечь свою волю, прийти во смирение и принять малейшего твоего брата советником, то подвиг тем на зависть ненавистника добра — демона, всегда питающего зависть против всех. Видишь ли строптивость вражию? Я ничего на назначал тебе сам собою, но ты упросил меня, и я посоветовал тебе, как брату. Ты же, услышав, оставил совет без исполнения и спросил меня вторично, а я напомнил тебе о фарисее, ибо и тот говорил с самохвальством то, что говорил. Ты искал удостоверения [В славянском: извещения], а это не что иное, как высокомудрие. ...

Преп. Макарий Оптинский предостерегает от принятия демонских извещений:

«Пишете сами, что и теперь еще не свободны вы от стужения врагов душевных, которые весьма хитры и многообразны в своих коварствах и легко могут опять уловить вас и запутать на такой тонкости. Сначала, по-видимому, будут подавать вам некое извещение сердечное в разных случаях, а после и поругаются тонкою прелестию, из которой трудно будет и выпутаться... Пишете, что доселе враги душевные беспокоят вас шумом над левым ухом другими вещами. Из чего заключаете вы, что тщеславие и гордость таятся в вас. Заключение это справедливо. И потому всеми силами и всеми способами направляйтесь к блаженному смирению: только по мере смирения вашего будете получать помощь Божию...
На высокая не простирайтесь, а более смиренными водитесь, ибо прелесть опаснее самых слабостей, и неудобь исцеляема».

Святые отцы учат неискушённых в различении духов не принимать никаких видений и необычных чувств, смиренно признавая себя недостойными их. В случае, если человек сомневается в источнике того или иного явления, святые отцы учат не принимать, но и не отвергать его:

Преп. Марк Подвижник:

"Есть действие благодати, не узнаваемое младенцем (по духовному возрасту), и есть действие злобы (врага), похожее на истину. Хорошо не слишком засматриваться на такие действия, ради возможности обмана, и не проклинать их, ради того, что может быть тут истина, но все с надеждою приносить Богу, ибо Он знает пользу того и другого".

Св. Каллист и Игнатий Ксанфопулы:

"О действах Божеском и вражеском.
Почему, если ум его увидит свет, когда он не ищет его, то пусть не принимает его и не упраздняет, как говорит св. Марк: «есть действо благодати, неведомое младенчествующему о Христе, и есть другое действо злой силы, истине уподобляемое. Хорошо не всматриваться в таковое явление, из опасения прелести, и не проклинать его, из опасения оскорбить истину; но во всяком случае прибегать к Богу, Который Один ведает полезное в том и другом. Впрочем пусть спрашивает имеющего благодать и силу по Богу научить и рассудить».

Преп. Амвросий Оптинский:

"Тебя враг смущает разными недоумениями. Отцы святые советуют не страшиться, призывая имя Божие, тем более, что не самочинно, а по благословению начала ты дело сие. А чего не понимаешь, оставляй без особенного значения, не отвергая и не принимая, как советует преп. Марк Подвижник духовным младенцам, как, например, то, что ты видела Христа распятого внутри сердца и Спасителя, сидящего в темнице в красной одежде, и какой-то непонятный свет. Это и подобное тому предоставляй все воле Божией, говоря себе, Бог един весть полезное и спасительное. Прочитай в Добротолюбии все места о прелести и остерегайся обозначенных признаков прелести. Остальное предоставляй все воле Божией".

4. Значение молитвы и смирения

О том, как можно поступать в тех случаях, когда нет советника, а у христианина есть настоятельная нужда понять волю Божию на те или иные действия, говорили преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк:

Вопрос 362. Владыко мой! Сколько раз надобно помолиться, чтобы помысл получил извещение [удостоверение] о сем.

Ответ Иоанна. Когда не можешь вопросить оного старца, то надобно трижды помолиться о всяком деле и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, — так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.

Вопрос 363, того же. Как должно молиться в сии три раза: в разное ли время или тотчас же? Ибо случается так, что нельзя и отсрочить того дела.

Ответ Иоанна. Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней; если же случится крайняя надобность, когда бывает трудно, как во время предания Спасителя, то прими в образец, что Он отходил трижды для молитвы и, молясь трижды, произносил одни и те же слова (см. Мф. 26, 44), хотя Он, по-видимому, и не был услышан, потому что непременно надлежало совершиться оному смотрению [Спасению рода человеческого]; но Своим примером Он научает и нас не опечаливаться, когда молимся и не бываем услышаны в то же время, ибо Он более нас знает, что нам полезно. Но во всяком случае не оставим благодарения.

Вопрос 364, того же. Если и после молитвы не скоро получаю извещение, то что мне должно делать? И когда сие произойдет по моей собственной вине, но утаится от меня, из чего я могу разуметь это?

Ответ. Если после третьей молитвы не получишь извещения, то знай, что ты сам виновен в том; и если не познаешь своего согрешения, укори себя, и Бог помилует тебя.


См. тж.: Старец. Смирение. Прелесть. Обольщения демонов. Как познать волю Божию?




При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна




Яндекс.Метрика