Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Училище благочестия

Истинное благочестие

На Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре есть удивительная фреска. Она изображает казнь – но человек, над которым поднят меч, улыбается. Он обернулся к своему палачу и смотрит на него с ласковой, доброжелательной улыбкой, как бы ободряя и утешая его.

Фреска изображает страдание за Христа древнего святого - священномученика Анфима, епископа Никомидийского. Его подвиг – подвиг истинного пастыря и искреннейшего последователя Христова - касается самых глубин сердца…

Когда в 303 году идолопоклонники открыли великое гонение на христиан по всему востоку, а в особенности в Никомидии, – резиденции безжалостного императора Диоклитиана и его зятя Максимиана, великолепном городе в северо-западной части Малой Азии, – святой Анфим, епископ Никомидийской Церкви, наставлял и укреплял всех верующих.

В самое время гонений, к скорби терзаемых и убиваемых христиан, присоединилось еще следующее обстоятельство. Неизвестно отчего загорелись императорские палаты и большая часть их погибла в огне. Язычники оклеветали христиан, говоря, будто они по ненависти подожгли дворец. Тогда ярость Диоклетиана достигла крайней степени и стал он истреблять христиан в великом множестве, осуждая их то на усечение мечом, то на сожжение огнем, то на утопление. Несмотря на всё это, верующие, видя мученическую смерть единоверных своих братий и зная, что и им предстоит такая же, крепко стояли в вере, принимая смерть ради того, чтобы вечно жить со Христом. Страшно и жестоко было гонение, во время которого святой Анфим был разыскиваем, "как агнец на заклание" (Ис.53:7). Но Божий Промысл и Покров хранили его в селении Семана, для того, чтобы он прежде привел к Богу своих словесных овец, а потом и сам отошел к Нему, запечатлев пролитием своей крови веру церкви Никомидийской. Тогда же в церкви, в день Рождества Христова, сожжено было до двадцати тысяч святых мучеников, а остальные из паствы святого Анфима были заключены в темницы. Святой же своими частыми письменными посланиями, которые тайно отправлял к христианам, учил их и утверждал в вере, да не погибнет, отрекшись от Спасителя, никакая душа из порученных ему Господом. Святитель Христов скрывался, не мучений боясь, но для того, чтобы учением и молитвой утвердить слабейших в вере, укрепить немощнейших, боязливых сделать мужественными, чтобы всех представить Христу, а потом уже и самого себя предать на те же мучения.

Однажды святой Анфим послал из своего селения диакона Феофана с письмами к находившимся в темнице христианам, увещевая их к терпению. Язычники схватили этого диакона и представили его с письмами святого Анфима императору Максимиану. Тот прочел эти письма и нашел написанное в них неприятным для себя: в письмах заключалось сердечное приветствие святого мученикам, усердное сострадание о них, отеческое наставление к ним, пастырское учение, святительское благословение на подвиг мученический. Сильно разгневавшись, царь повелел вывести всех мучеников из темницы и представить к нему на суд. Глядя на них надменно и злобно, он долго укорял их. Потом велел прочитать послания святого Анфима, думая их этим укорить и обличить.

– Вы веруете обманчивым басням этого злого человека, – говорил он, – и слушаете его развращенное учение, а не императорское повеление!

Верующие, слыша читаемое послание, слагали в сердце своем живоносные слова святого Анфима.

Император стал допрашивать диакона, кто дал ему эти послания и где он скрывается. Феофан твёрдо отвечал, что было бы великим безумием, если бы он стал предателем пастыря, от которого всем приносится великая польза, который и без того скоро будет явлен, ибо "не может укрыться город, стоящий на верху горы" (Мф.5, 14).

Разгневанный этими мужественными словами, мучитель осудил святого диакона на смерть. У него отрезали язык, а потом убили его, побивая камнями и пронзая стрелами. После сего Максимиан приказал умертвить и представленных на суд мучеников: святому Дорофею усекнуть голову, Мардония сжечь на костре, Мигдония живым бросить в яму и засыпать землею, Горгония, Индиса и Петра утопить в море, повесив на шею их жерновный камень, и всех прочих погубить посредством многих других казней.

После всего этого пришло время пострадать за исповедание Иисуса Христа и святому Анфиму.

Максимиан проведал о том, где он скрывался, и немедленно послал двадцать воинов, чтобы схватить его. Достигнув этого селения, они встретили здесь самого святого Анфима и спросили его:

– Где находится Анфим, учитель христианский?

Анфим повел их в свою хижину и сказал:

– Я сообщу вам об Анфиме и предам его в ваши руки, но только отдохните немного от пути.

Затем он предложил им вкусить пищи и устроил им посильную трапезу, радушно угощая их. После сего святой открылся пред ними, что он – Анфим.

– Я, – сказал он, – тот, которого вы ищете; возьмите же меня и ведите к пославшему вас.

Услыхав это, воины изумились и стыдились поднять взоры на почтенные седины Анфима, потому что видели его сердечный прием и приветливое угощение. И вот они стали рассуждать между собою о том, что они должны повести сего невинного и доброго человека не для благополучия его в сей жизни, а к мучителю, на крайнюю скорбь и имеющую последовать после лютых мучений очевидную смерть. Им стало жаль Анфима, и стыдно пред ним, и сказали они святому:

– Не возьмем мы тебя с собою, но советуем тебе скрыться; а мы скажем пред Максимианом, что везде, в окрестностях Никомидии, мы искали Анфима и нигде его не нашли.

Но Анфим не хотел, чтобы ради него говорили ложь, и притом стремился пострадать и умереть за Христа. Поэтому он пошел вместе с ними. По пути он проповедовал им слово Божие, уча их вере в Господа нашего Иисуса Христа. И семя учения его пало на добрую землю: оно коснулось сердец воинов и процвело верой в Спасителя. Когда они достигли реки, Анфим сотворил о них молитву и крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вот пример великодушия, неустрашимости и любви к истине! Не достаточно было для святого отдать себя на мучения и казнь: он угостил своих врагов, наставил их в заповедях правды, и, идя на казнь, ещё усыновил их своему Богу. Такова сила истинного благочестия, что она привлекает к себе и тех, кто придёт для того, чтобы погубить благочестивого.

(См.: Житие и страдание святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним многих. Память 3 сентября)



При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна




Яндекс.Метрика