Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Училище благочестия

"Философствовать о Боге можно не всякому"

В нынешнее время виртуального печатного слова, когда каждый может написать в интернете всё, что угодно, и эти мнимые факты воспринимаются многими как истинные, настоящую истину найти всё труднее. В области богословия это не менее очевидно, чем, например, в политике. На просторах инета уже многие годы разгораются споры, напоминающие древние времена ереси Ария, когда все, кому только не лень, не боясь Бога, греха пустословия и кощунства, спорят о высочайшем и непостижимом.

Св. Григорий Нисский описывал такое явление с горечью: "одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».

Так и сейчас горько и страшно за тех, кто придумывает свои теории, определения и описания того, что постигнуть можно только Святым Духом. Таким "бесстрашным" богословам, не имеющим основы духовной жизни - страха Божия, так хочется напомнить, что из подобных игр в богословие возникли абсолютно все ереси. Душа, не ограждающая себя смиренным сознанием своего неведения, недостоинства, слабости и неверности своего ума, затемнённого грехом, становится лёгкой добычей бесов, совращается ими в прелесть, гибнет в духовных заблуждениях. Примеров тому вокруг нас, увы, немало. А скольких бед можно было бы избежать, просто следуя словам святых, предостерегавших от бесстрашного философствования о Божественном. Вот некоторые из этих наставлений.

Преподобный Иоанн Лествичник писал, что богословствовать прилично только святым, стяжавшим бесстрастие:

"Плачущим неприлично богословствовать, ибо этим истребляются их слезы. Богословствующий подобен сидящему на учительской кафедре, а плачущий – пребывающему на гноище и во вретище. По сей-то причине, как думаю, и Давид хотя был учитель и муж пречистый, но, когда плакал, отвечал вопрошавшим: Како воспою песнь Господню на земли чуждей… (ср.: Пс. 136: 4), то есть в страстном состоянии?"

Святитель Григорий Богослов
учил, что истинный богослов – лишь тот, кто в самоотверженном христианском подвиге стяжал дары Святого Духа:

"Философствовать о Боге можно не всякому… Способны к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, душу и тело".

Преп. Макарий Великий пишет, что только святым Бог открывает тайны мироздания:

"Всякая душа, за рачительность и веру, здесь еще, по силе и несомненности благодати, сподобившаяся совершенно облечься во Христа, и вступившая в единение с небесным светом нетленного Образа, ныне сама ипостасно тайноводствуется к ведению всех небесных Таин".

Св. Игнатий (Брянчанинов) предостерегает:

Друг мой! ты христианин, член православной Восточной Церкви; сохраняй верность к духовному телу, которого ты член, – сохраняй соединение с святою Церковию, которой ты принадлежишь, – сохраняй твое духовное достоинство, как бесценное сокровище. По причине немощи твоей не вдавайся в суждение о догматах: это глубокая пучина, опасное море; в нем потонули многие пловцы неискусные и самонадеянные. Безопасно, с надеждою обильной духовной корысти могут плавать, носиться по чудным волнам Богословия только те, которых кормило – ум в деснице Духа.

По совету св. апостола Павла низлагай всякое помышление, взимающееся на разум Христов. Не входи в спор, ниже в рассуждение с сомнениями и возражениями, порождаемыми лжеименным разумом; мечем веры посекай главы этих змей, едва они выставят эти главы из своего логовища! Это дело прямое, дело верное! дело достойное того, кто однажды навсегда сочетался Христу. Прежде союза имеет место разсуждение; по заключении союза оно – уже преступление. Ничто, ничто да не нарушает, да не колеблет твоей верности! Ах! сноснее невступивший в союз, нежели предатель.

Со смирением преклони выю благому игу; веди жизнь благочестивую; ходи чаще в церковь; читай Новый Завет и писания святых Отцов; благотвори ближним: в свое время Божественное Христово учение, из которого дышет святыня и истина, усвоится душе твоей. Тогда не будут приступать к ней никакие сомнения. Христово учение вышеестественно как Божественное: оно приступно для ума человеческого при посредстве одной веры. Безумное начинание – объяснить вышеестественное человеческим рассуждением, очевидно немогущим выйти из общего, обыкновенного, естественного круга. Безумнаго начинания последствие: несообразность, безчисленныя возражения, отвержение неестественнаго, хотя бы это неестественное и было Божественно".
(Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам)

Повествование из жития преп. Симеона Христа ради юродивого научает беречься богословствовать тех, кто не стяжал в многолетнем самоотверженном христианском подвиге святости, и не основывается на страхе Божием, смирении и просвещении Святым Духом:

"Святой прозревал и тайные помышления человеческих сердец, что ясно из следующего: близ города был монастырь, где два отца в беседах производили исследование об Оригене, почему такой мудрец уклонился в ересь. Один утверждал, что Оригенова мудрость не от Бога, а от учения и чтения многих книг, а другой, – что невозможно человеку, без благодати Божией, говорить и писать так, что иное и до сего времени принимается православными. Так, после долгих словопрений и несогласий, порешили они друг с другом:

– Слышно, что пустыня Иорданская имеет великих святых отцов, умудренных Богом; итак пойдем туда, не найдем ли там, кто бы разрешил наше сомнение.

Так порешив, пошли сначала в святой город Иерусалим и, поклонившись святым местам, отправились в пустыню Мертвого моря и, по устроению Бога, не презревшего из трудов, обрели преподобного Иоанна, который был другом и сопостником Симеона. Пришел в то время уже и Иоанн в совершенную меру святости и имел дар провидения. Он, как только увидел шедших к нему отцов, сказал им:

– Хорошо поступили вы, оставившие море с тем, чтобы почерпнуть из сухого озера.

После продолжительной между ними духовной беседы, когда вспомнился и спор об Оригене, преподобный Иоанн изрек к пришедшим:

– Я, отцы, не получил от Бога дарования, чтобы мог рассуждать о недоведомом, а идите к юродивому Симеону, что в городе вашем, тот на всё, о чем ни спросите, ответит вам.

Они же, возвратившись к себе, пришли в город Эмессу и спрашивали:

– Где юродствующий старец Симеон?

Некоторые, смеясь, говорили им:

– Что хотите услышать от безумного, соблазняющего всех, над всем глумящегося, а больше всего досаждающего инокам?

Они же, пренебрегши такими речами, искали старца и в доме одного овощника нашли его, лежащего над бобом и евшего боб, подобно медведю. И тотчас один из них, соблазнившись, подумал, рассмеявшись про себя:

– Поистине на великого мудреца пришли взглянуть! Многому можем научиться у него!

Приблизившись же к нему, сказали:

– Благослови, отче!

Он же, взглянув на них, сказал с гневом:

– Напрасно пришли, и безумец тот, кто послал вас ко мне.

Потом, встав, сильно ударил в щеку соблазнившегося, закричав:

– За что бранишь боб, сорок дней мочен он; Ориген такого не ел; но зашел в море, не мог из него выйти и потонул в глубине. Уходите отсюда, уходите, а то биты будете!

Они же ушли, дивясь прозорливости старца, потому что, не спрашивая их, сказал им об Оригене и вспомнил пославшего их и обличил сердечный помысл, но не могли никому о нем рассказать. А что сказал о бобе, что мочен был сорок дней, означало, что столько дней пробыл он без пищи, как о том после сам сказал другу своему диакону Иоанну".

Эти мудрейшие слова преп. Симеона можно отнести к каждому, увлечённому неразумным мудрованием: "зашел в море, не мог из него выйти и потонул в глубине". Увы, это море открывается сегодня перед каждым из нас, стоит взглянуть в компьютерный экран. Это море бушует в планшетах, смартфонах, ноутбуках... И в отличие от зашедших в реальное море, не погибнет в нём не самый сильный, не самый бесстрашный и даже не самый тренированный, а только - рассудительный и смиренный.

Валентина Ульянова



Источник:  https://www.proza.ru/2020/01/02/770

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна




Яндекс.Метрика