Лого Вера Православная
Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Система Orphus





Диавол



Диавол (или сатана, веельзевул, велиар, князь бесовский, денница) - один из разумных духов, ангелов, уклонившийся на путь зла. Обладая, как все разумные существа, свободой, данной ему для совершенствования в добре, он "в истине не устоял" и отпал от Бога. Причиной грехопадения в мире ангельском была гордыня. "Ибо начало греха — гордость", говорит сын Сирахов (Сир. 10,15).  Апостол Павел, предостерегая апостола Тимофея от поставления в епископа из новообращенных, прибавляет: "чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом" (1 Тим. 3, 6).

Св. Василий Великий:

"Откуда дьявол, если зло не от Бога? Что скажем на это? То, что и на такой вопрос достаточно нам такого рассуждения, какое представлено о лукавстве и человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол дьявол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ему была дана власть или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил — ангел и всегда предстоит Богу. Сатана — ангел и совершенно ниспал из своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло".

О диаволе говорится в книге пророка Иезекииля (Иез. 28, 11—19). Слова пророка обращены «начальствующему в Тире»‚ тщеславному человеку‚ который возгордился своим положением и считал себя равным Богу. Упрекая его за гордыню‚ Бог устами пророка указывает на подлинного вдохновителя «начальствующего в Тире», сатану, созданного Богом прекрасным и благим ангелом и падшего в своей гордости: «И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства‚ полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме‚ в саду Божием‚ твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… все… приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом‚ чтоб осенять‚ и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией‚ ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего‚ доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28, 11—15.)

Денница возгордился своим могуществом и силой, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать, как Бог. Он начал клеветать на Бога, противиться всему доброму и стал темным, злым духом - диаволом, сатаной. Слово "диавол" значит "клеветник", а слово "сатана" значит "противник" Бога и всего доброго. В Апокалипсисе он называется "великий дракон, древний змий" (Отк. 12, 9). Этот злой дух соблазнил и увлек за собою многих других ангелов, которые также стали злыми духами.

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин:

"По причине гордости Люцифер из архангела сделался дьяволом.
Сила жестокой тирании гордости открывается из того, что тот ангел, который за превосходство блеска и красоты своей назван Люцифером, низвержен с неба ни за какой другой порок, как за этот, из блаженного и высокого чина ангелов, уязвленный стрелою гордости, низвергся в преисподнюю. Итак, если такую силу (архангела), украшенную таким могуществом, одно возношение сердца могло низвергнуть с неба на землю, то с какой осмотрительностью нам, облеченным слабой плотью, надо остерегаться, показывает тяжесть этого падения. А как избегать гибельнейшей заразы этой болезни, мы можем научиться, если исследуем причины и начало этого падения. Ибо никогда нельзя исцелить слабость и приспособить лекарства к болезни, если сперва проницательным изысканием не будут исследованы начало и причины ее. Этот (архангел), облеченный божественной светлостью и между прочими высшими силами (ангелами) больше сияя дарованиями Создателя, думал, что блеск мудрости и красоту добродетелей, которой украшался по благодати Творца, он получил по могуществу своей природы, а не по благодеянию щедрости Его. И превознесшись от этого, как будто не имел нужды в помощи Божией для пребывания в этой чистоте, счел себя подобным Богу; положившись на способность свободной воли, думал, что по этой воле будет у него в изобилии все, что нужно для совершенства добродетелей или бесконечного продолжения высшего блаженства. Одна эта мысль стала для него первым падением. Оставленный за это Богом, в Котором, полагал, не нуждается, он, сделавшись вдруг непостоянным и колеблющимся, почувствовал слабость своей природы и лишился блаженства, которым по дару Божию наслаждался. И поскольку он возлюбил слова гибельные (Пс. 51, 6), говоря: «взойду на небо» (Ис. 14, 13), и язык коварный, которым говорил о себе: «буду подобен Всевышнему», или об Адаме и Еве: «будете как Боги» (Быт. 3, 5); за то Бог сокрушит его вконец, изринет его и исторгнет из жилища Своего и корень его из земли живых. Тогда праведники, видя падение его, убоятся, посмеются над ним, говоря: вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем (Пс. 51, 7-9). Это весьма справедливо относится также и к тем, которые надеются, что могут совершать высшее добро без покровительства и помощи Божией".

Преп. Иоанн Дамаскин:

"Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина  и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла. Но он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец, но по самовластному произволению обратился от того, что согласно с природой, к тому, что противоестественно, и возгордился против Творца своего — Бога, восхотев восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал в зло. Итак, будучи создан от Творца светом и быв благим, — "ибо виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело" (Быт. 1, 31), — он по свободной воле сделался тьмою. Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов".

Тогда против сатаны выступил один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: "кто равен Богу? Никто, как Бог!" И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против сатаны, а сатана и бесы его воевали против них.



Но не могла злая сила устоять против ангелов Божиих и пала. Господь Иисус Христос сказал: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк. 10, 18).

Пророк Исаия говорит: «Как упал ты с неба‚ денница‚ сын зари разбился о землю‚ попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо‚ выше звезд Божиих вознесу престол мой‚ и сяду на горе в сонме богов‚ па краю севера: взойду на высоты облачные‚ буду подобен Всевышнему» (Ис. 14, 12—14).

Диавол и его слуги лишены пребывания в светлых небесных обителях. Низверженные из горнего мира, они действуют в мире поднебесном, среди людей на земле и как бы взяли в свое обладание ад и преисподнюю.

Все они, по своей нераскаянности, так утвердились во зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить.

Сатана дерзал искушать самого Господа Иисуса Христа в пустыне (Мф. 4, Лк. 4). Его смертельную ненависть к людям вызывает данное Создателем поручение  человеку, как носителю образа Божьего, владычествовать на земле (Быт. 1, 28). В этой ненависти к людям кроется ненависть диавола к Самому Богу.

Диавол, принявший образ змия, был искусителем и виновником грехопадения первых людей (Быт. 3). Его постоянное желание - погубить всех людей, лишить их веры в Спасителя,  погрузить их во тьму греха и свети во ад. По свидетельству слова Божия, начало греха идет от диавола. "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1 Ин. 3, 8). Спаситель сказал о нем: "он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин. 8, 44). Ложь и соблазн - главные орудия дьявола против человека.

Св. Кирилл Иерусалимский:

"Итак, первый виновник греха и родоначальник зол есть диавол. Не я говорю это, но Господь сказал: «Потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8) …. будучи создан благим, по собственному произволению сделался диаволом, от дел своих, получив себе имя (диавол в переводе означает - клеветник). Быв Архангелом, впоследствии назван диаволом за клевету; быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении сего имени, потому что сатана значит противник. … Диавол пал и многих увлек с собою в отступление. Он влагает похотения в покоряющихся ему. От него прелюбодеяние, блуд и все, что только есть худого".

По сей день диавол старается лишить людей веры в Бога и клевещет на Благого, что Он, будто бы, жесток и не всесилен. И так велико ослепление людей в их страстях, что они часто не видят очевидного и путают добро и зло, свет и тьму. Другим он внушает, что они слишком плохи для Бога и губит их беспросветностью отчаяния. Между тем, Бог любит каждого и каждого рад простить и спасти. Он сказал: «Приидите ко Мне‚ все труждающиеся и обремененные‚ и Я успокою вас» (Мф. 11, 28) и принял страшную крестную смерть, чтобы, воскреснув, подарить вечную радостную жизнь каждому человеку.

Третьи люди по влиянию бесов считают, что они и так достаточно хороши, не совершили ничего страшного и потому не нуждаются в покаянии и помощи Божией. Они думают, что не заслуживают ада и после смерти и так попадут в рай. Однако безгрешных людей нет, и в Св. Писании сказано: «все согрешили и лишены славы Божией» и «возмездие за грех — смерть‚ а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе‚ Господе нашем» (Рим. 3, 23; 6, 23).

Иным, имеющим веру и старающимся подвизаться ради спасения, бесы льстят и увлекают в состояние прелести, гибельного духовного заблуждения. Диавол создал множество ересей и ложных религий, чтобы увести как можно больше людей от единственно спасительной веры в Иисуса Христа.

Авва Дорофей:

"Почему же диавол называется не только врагом, но и противником? Врагом называется потому, что он человеконенавистник, ненавистник добра и клеветник; противником же называется потому, что он старается препятствовать всякому доброму делу. Хочет ли кто помолиться: он противится и препятствует ему злыми воспоминаниями, пленением ума и унынием. Хочет ли кто подать милостыню: он препятствует сребролюбием и скупостию. Хочет ли кто бодрствовать: он препятствует леностью и нерадением, и так-то он сопротивляется нам во всяком деле, когда хотим сделать доброе".

Чтобы противостоять диаволу, нужно твердо стоять в вере (1 Пет. 5, 8 и след.). Новозаветная Церковь - это камень преткновения для действий диавола в этом мире (ср. Откр. 12, 17). Своей Церкви Христос дал власть побеждать злых духов (Мк. 16, 17; Лк. 9, 1; Деян. 16, 18; 1Ин. 2, 13 и след.; Иак. 4, 7). Ибо уверовавший во Христа стал чадом оберегающего его Отца Небесного, всемогущего Господа, властвующего и над диаволом.

Св. Иоанн Кронштадский:

Царство жизни и царство смерти идут рядом; говорю - идут, потому что они духовны. Начальник первого, т.е. царства жизни, есть Иисус Христос, и кто со Христом, тот несомненно в области жизни; начальник второго, т.е. царства смерти, есть князь власти воздушной - диавол с подчиненными ему духами злобы, которых так много, что далеко превышает число всех людей, живущих на земле. Эти чада смерти - подданные князя воздушного - в постоянной упорной войне с сынами жизни, т.е. с верными христианами, и всеми мерами хитрости стараются склонить их на свою сторону чрез похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, потому что грех, преступление - их стихия, и чрез грехи, если мы в них не раскаиваемся, переходим на их сторону; тех же, для коих грехи составляют как бы ежедневную потребность, кои пьют беззаконие как воду, они не беспокоят, потому что они - их собственность, пока они живут беспечно касательно своей души; но обратись только они к Богу, сознай свои грехи вольные и невольные - и война запылает, полчища сатанинские поднимутся и поведут непрерывную брань. Отсюда видите, как необходимо искать Христа как Начальника жизни, Победителя ада и смерти.

Диаволу неизвестно будущее

Преп. Иоанн Лествичник объясняет, что будущее демонам неизвестно, но они, будучи духами и потому умея быстро перемещаться на большие расстояния, возвещают то, что уже произошло в отдалении от человека, или то, что им известно, как духам, например, о болезнях людей, либо, зная настоящее, наугад возвещают то, что может произойти в будущем:

«Бесы тщеславия - пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы,  по исполнении сих видений,  удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред тем и он всегда оказывается лжецом.  Как дух,  он видит  случающееся  в воздушном пространстве и,  заметив, например, Что кто-нибудь умирает,  он предсказывает это легковерным через сновидение.  Бесы о будущем ничего не знают по предвидению,  но известно, что и врачи могут предсказывать смерть. Кто верит снам, тот вовсе не искусен, а кто не имеет к ним никакой веры,  тот любомудр. Посему, кто верит снам,  тот подобен человеку,  который бежит за своею тенью  и старается  схватить». 


Диавол уже не может покаяться и измениться к добру

«Падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти», пишет преп. Иоанн Дамаскин.

Дьяволу, демонам его и последователям его уготован огонь неугасимый и вечное мучение:

"Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41).

Преподобный  Иоанн Кассиан Римлянин пишет "о неисправимой злости злых духов":

Сверх того, существо духовное, не обложенное грубою плотью, как не может иметь извинения в злых своих намерениях, так исключает всякое помилование в злодеяниях; ибо оно не наводится на грех никаким внешним возбуждением плоти, как мы, но замышляет его по одной своей злой воле, а потому грех его без прощения, болезнь без врачевания; духовное существо падает без увлечения со стороны земного вещества, потому нет для него никакого снисхождения, нет места покаянию. Отсюда само собою следует, что борьба между плотью и духом, в какой они поставлены в нас, не только не пагубна для нас, но напротив, доставляет нам большую пользу.

Архиерейский собор 1935 года, проходивший под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита (впоследствии - патриарха) Сергия (Страгородского) и посвященный учению прот. С. Булгакова, напоминает:

"Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с "градом Божиим" и "вне" его (Апок 22:15) навеки останется область отвержения, "смерть вторая" (Апок 21:8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. "Бог будет всё" лишь в "сынах Царствия", всё во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией" (М.П. К вопросу о так называемом "единоличном мнении" митрополита Сергия. // Символ. №39. 1998. - С. 166. Под этим, помимо будущего патриарха Сергия, подписалось 10 епископов, что в то время составляло едва ли не всю полноту епископата Русской Православной Церкви, находившегося на свободе. Большинство из этих архиереев приняли впоследствии мученический венец).


См. тж.:

Бесы. Зло. Промысл. Колдовство. Обольщения демонов

Сотворение неба - невидимого мира. - Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий.

Падение в мире ангельском. Мир темных и злых духов. - Протопресвитер Михаил Помазанский.  Православное Догматическое Богословие 

Православно-догматическое Богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского:
       1. О мире духовном
       1.2. О духах злых

Пространный катехизис св. Филарета Московского (пп. 107-110)

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов

О дьяволе и демонах. - Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о бессилии дьявола

Епископ Александр Милеант. У порога геенны огненной. Православное учение о злых духах и о Божием суде над ними

Святые отцы о диаволе и бесах

§ 31. Происхождение духовного мира
§ 32. О бесах
§ 33. Ложные учения о в Ангелах и бесах

Козни диавола. - Старец Паисий Святогорец. Духовное пробуждение

Старец Паисий Святогорец. Диавол не хочет покаяться

Диавол не имеет власти. - Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна

Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию, собеседования отцов, пребывавших в скитской пустыне.
Седьмое собеседование аввы Серена (первое). О непостоянстве души и о злых духах
Восьмое собеседование аввы Серена (второе). О начальствах и властях

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке:
Падение первозданных
Смерть души
Подчинение человека диаволу

Св. Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству:
Глава 43. О падших ангелах
Глава 44. Первый образ борьбы с падшими ангелами
Глава 45. Второй образ борьбы с падшими ангелами
Глава 48. О особенном противодействии падших духов молитве
Ангелы падшие. - Святитель Феофан Затворник. Руководство к духовной жизни

Падшие духи. - Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни

Демоны. - Симфония по творениям преп. Исаака Сирина

Евагрий Понтийский. О помыслах

Люди погибели

Иван Ильин. О демонизме и сатанизме

О падших ангелах. - Преп. Никон Оптинский. Завещание духовным детям

Священник Родион. Люди и демоны

Не верь очам своим

Враг рода человеческого и борьба с ним. - Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань
Часть 1:
*Глава 27. Воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог и смятений сердечных, если желает добре препобеждать врагов своих
* Глава 28. Что делать, когда бываем уранены на брани
* Глава 29. Какого порядка держится диавол в ведении брани духовной со всеми и  как прельщает людей разных состояний нравственных
* Глава 30. Как диавол утверждает грешников в рабстве греху
* Глава 31. Как враг удерживает в своих сетях тех, кои сознали бедственное свое положение и хотят избавиться от него, а к делу не приступают. И от чего добрые наши намерения нередко не приводятся в исполнение
* Глава 32. О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь
* Глава 33. Как враг отклоняет от добрых дел и портит их
* Глава 34, Как враг самые добродетели обращает во вред делателям
*Глава 44. Предостережение от злых советов диавола в добром
* Глава 45. Если судим строго ближних, то это от высокого о себе мнения и от наущения вражеского. Как преодолеть эту склонность
Часть 2:
*Глава 9. О приготовлении к брани с врагами в час смертный
*Глава 10. О четырех, бывающих в час смерти, искушениях вражеских. Первое искушение - против веры, и о способе преодоления его
* Глава 11. Второе искушение в чае смерти - отчаянием
* Глава 12. Третье искушение в чае смерти - тщеславием
* Глава 23. Многи козни врага на разорение внутреннего мира: блюдись
Житие преподобного отца нашего Антония Великого

Житие преподобного отца нашего Макария Египетского

Житие и страдание святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины

Страдание святого мученика Трифона

Действия злой силы. - Преподобный Иустин (Попович). Христианство по учению преподобного Макария Египетского

Св. Григорий Богослов. Песнопения таинственные. Слово 6, об умных сущностях

Что могут представить демоны при обольщении, а чего не могут?

О диаволе и о демонах. - Блаж. Феодорит Киррский. Сокращенное изложение Божественных догматов

Св. Николай Сербский. Миссионерские письма. Письмо 203 “любителю истины”, о бесах

Когда радуются ангелы

Повелевающий бесам

Нина Павлова. Кира, вернись!

Валентина Ульянова. Сказка о художнике

Игумен N. Воздействие демонов на сознание человека

Морок. Или о недоверии тому, что кажется. В. Ульянова




При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна




Яндекс.Метрика